Урок развития речи в 5 классе. Роль гласных и согласных звуков в описании природы
Лукина Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ №29 г.Якутска ГО "город Якутск"
В реализации задач, поставленных школьной реформой, существенную роль играют уроки русского языка (фонетики, грамматики, правописания, развития речи), направленные на воспитание любви и уважения к Родине, к языку своего народа.
Фонетика – один из важных разделов систематического курса русского языка в средней школе. Без изучения и понимания звуковой стороны языка невозможны процессы формирования навыков устной и письменной речи.
Основные знания, умения и навыки по разделу «Звуки и буквы» учащиеся приобретают в 1 – 4 классах. Совершенствуется звуко-буквенный анализ слов, усиливается внимание к развитию речевого слуха учащихся. Эта работа должна быть направлена прежде всего на овладение учащимися приемами безошибочного списывания, письма под диктовку, проверки написанного, повышения уровня грамотности.
В 5 классе углубляются следующие лингвистические понятия, изученные в начальной школе: звуки речи; гласные; гласные ударные и безударные; согласные; согласные звонкие и глухие; мягкие и твердые, парные и непарные согласные по мягкости-твердости, по звонкости - глухости; слог, ударение; чередование гласных и согласных. Вводятся такие понятия как сильные, так и слабые позиции звуков, оглушение и озвончение согласных в слабых позициях. Системное понимание языка на фонетическом уровне основывается на ряде понятий, перечисленных выше, которые должны быть в доступной форме раскрыты на уроках фонетики. В ходе упражнений ученики должны убедиться в том, что эти звуковые различия (глухие – звонкие, твердые – мягкие) действительно играют большую роль в выражении значений русских слов. Не случайно указание на звонкость/глухость, твердость/мягкость согласных считается обязательным при фонетическом разборе.
Предлагаемая разработка уроков развития речи может быть использована после изучения всего курса фонетики в 5 классе. Уроки предусматривают развитие следующих метапредметных универсальных учебных действий: умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное, формируются умения и навыки литературной речи, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка — слова, предложения; отрабатываются коммуникативные действия (умение слышать, слушать и понимать партнера, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками).
Такие занятия помогают учащимся осознать неразрывную связь, которая существует между звуковой и смысловой стороной, понимать, как звуковая оболочка связана с лексическими и грамматическими явлениями, развивают творческие способности, прививают интерес к литературе.
Тип урока: урок развития речи
Количество уроков: 2
Цель: выявить особенности употребления гласных и согласных звуков в лирике.
Предметные УУД
- уметь производить транскрипцию слов, различать звуки и буквы;
- уметь распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- уметь находить в художественных текстах повторяющиеся гласные и согласные звуки, объяснять их роль;
- уметь использовать прием звукописи в речи.
Оборудование: карточки с текстами, таблицы.
Ход урока
0. Ситуация успеха.
На экране слова: шуршание, жужжать, звенящий.
У: Ребята, вы по праву можете считать себя знатоками страны Фонетики. Я думаю, вам не составит труда определить количество букв и звуков в этих словах? А сколько гласных и согласных в каждом слове? Укажите глухие согласные в словах. Найдите звонкие согласные. Определите, где мягкие согласные, а где твердые.
Молодцы, вы очень точно описали звуки в каждом слове! Эти умения пригодятся нам сегодня.
1. Нестандартная мотивация (звучит «Метель» Георгия Свиридова)
У: Как вы думаете, какое время года воспевает композитор Г. Свиридов?
- А как вы догадались, что мелодия о зиме? (подводим к тому, что музыка повторяет «звучание зимы»)
- А какое природное явление передает автор в композиции? Как вы это поняли?
- Прослушаем еще одну композицию (Вивальди «Летняя гроза)
Дети угадывают тему, указывают, что музыка словно воспроизводит звуки грозы.
2. Целеполагание.
У: Писатель К.Г. Паустовский утверждал о русском языке следующее:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
А как вы думаете, можно ли с помощью слова передать завывание метели, громыхание грозы, плеск воды?
(Версии учащихся. Может возникнуть спор: о возможности и невозможности передать звуки с помощью слова).
- Сформулируем цель нашего занятия (Выяснить: можно ли с помощью слова передать все звуки. Или: доказать, что русским словом возможно выразить все звуки и краски. Отобразить цель в тетради).
У: Вернемся к первому заданию урока. Эти слова про себя что-нибудь «рассказывают»? (шуршание, жужжать, звенящий)
3. Наблюдение за стихотворением.
- Прочитайте отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф. И. Тютчев.
Подготовленный ученик читает вслух.
- Определите тему стихотворения.
- Скажите, какие звуки чаще повторяются в стихотворении? (Поэт использует (г, р, з, б)
Дайте характеристику этим звукам по звонкости-глухости, твердости-мягкости.
Эти звуки – звонкие, твердые.
Какой образ создается с помощью этих звуков? (образ грозы, мы слышим звуки грозы)
- А какие языковые средства еще можно наблюдать в стихотворении? (сравнение, эпитет)
- А как вы думаете, ребята, поэтический прием с использованием звуков является языковым средством? Каким термином можно обозначить этот прием? (звуки на письме – звукопись)
Словарная работа (на доске): записывается в тетрадях.
Звукопись (звуки+писать) – художественный прием, который усиливает выразительность речи.
4. Анализ художественного текста. Работа в группах.
Ученики получают задания с инструкцией работы
ИНСТРУКЦИЯ
- Прочитать внимательно стихотворение.
- Назвать звуки, повторяющиеся в словах. Записать их.
- Какой образ создают выделенные звуки?
1 группа В. Орлов Тише, тише, Тише, тише! И тиха, и не слышна на деревья и на крыши опустилась тишина. |
2 группа М. Ю. Лермонтов (отрывок из стихотворения «Бородино»): Земля тряслась – как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… |
3 группа В. Мордань Тихо. Не может быть тише, Слышно, как всходит трава, Ночь тишину чуть колышет, Сладкие шепчет слова. |
4 группа А. С. Пушкин Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… |
5 группа (для сильной группы) А. Блок Я ломаю слоистые скалы В час отлива на илистом дне, И таскает осёл мой усталый Их куски на мохнатой спине… |
6 группа (для сильной группы) Н. А. Некрасов Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит. Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит. |
5. Групповая защита. Подведение итогов по упражнениям.
Ученики выделяют звукопись в стихотворных строках: грохот и топот копыт, состояние тишины, усталую поступь хозяина и осла (с-ст-ск), впечатление свиста и шума ветра. Наблюдают за звуками.
Можно сделать выводы:
- Отдельные звуки или их сочетания помогают создавать художественные образы природы.
- Согласные звуки чаще используются поэтами. Высказываются предположения учащихся о том, почему это происходит. В классах с сильной подготовкой можно ввести понятия – аллитерация, ассонанс.
Урок №2
(урок продолжает первое занятие)
1. Актуализация изученного на первом уроке.
1) Приготовьтесь выразительно читать высказывания русских писателей о русском языке на карточке:
1. Русский язык - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А. И. Куприн)
2. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… (А. Н. Толстой)
2) Прочитать высказывания о языке вслух, соблюдая интонацию предложений.
3) Какие слова вам непонятны? Запись в словарь.
4) Сравнить высказывания Куприна и Толстого, какое определение русского языка является общим? (Певуч; певучий, задушевный, как песня)
У: Оба великих писателя не зря назвали русский язык певучим. Ученые выяснили, что в русской речи преобладают мелодичные звуки. Их около 75 % (большинство – согласные). Особую роль в этом играют согласные, потому что их больше, чем гласных, и у них высокая способность различать слова.
На доске: перед вами звуки слов, они взяты из этих высказываний. Догадайтесь, что за слова? (Показываю гласные, потом согласные).
[а у а] [р д г]
[и у и] [п в ч̕ й̕]
[а а] [с з д л]
Перед вами гласные и согласные одного и того же слова. Звуки каких слов вы услышали, запишите эти слова. (радуга [радуга], певучий [п и в у ч̕ и й̕], создал [с а з д а л]) По каким звукам вы узнали эти слова? (По согласным)
- Действительно, согласные звуки более отчётливо подсказывают полный звуковой состав слова.
2. Творческая работа «Звучащая открытка». Сочинив синквейн, нужно будет оформить его на альбомном листе в виде открытки.
У: Попробуйте придумать синквейн о природе, используя слова с характерными согласными звуками.
Предлагаются темы:
- Водопад.
- Колокольчик.
- Первый снег.
3. Чтение работ.
Примеры творческих работ учащихся:
Водопад Шумит, грохочет. Гремящий, холодный, пенистый! Он не боится высоты! Риск! |
Колокольчик Звенит, гремит. Звучный, серебряный, тонкий. Радует всех нас! Динь-динь-динь. |
Ученики объясняют, какие звуки помогли им создать образы водопада, колокольчика, первого снега.
4. Рефлексия. Подведение итогов по уроку.
Продолжить фразы:
- Я сегодня узнал…
- Очень удивился…
- У меня получилось…
- Я, наконец, понял…
- Было сложно в….
5. Домашнее задание: Подобрать новые тексты стихотворений, в которых авторами используется звукопись.
Использованная литература:
1. Аванесов Р.И. «Русское литературное произношение». М.,1984
2. Бернштейн «Словарь фонетических терминов» М., 1996
3. Моисеев «Русский язык. Фонетика, морфология, орфография. Пособие для учителей». М., 1980
4. Крамаренко, Малюшкин «Вспомним фонетику и подготовимся к экзаменам» // статья в журнале «Русский язык в школе», 2005, №2, с.35
Сайты:
http://festival.1september.ru/articles/597026/
https://didaktica.ru/programma-po-russkomu-yazyku/183-fonetika-grammatika-pravopisanie-i-razvitie-rechi.html