Программа кружка «Культура России»
Составитель:
учитель истории и обществознания
МОБУ СОШ №29 г. Якутска
Антонова Элеонора Ивановна
Пояснительная записка
История России во многом состоит не только из дат и событий, но и достижений в области культуры. Знание особенностей и достижений культуры в разные периоды истории России являются важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Знания по культуре России стали актуальны с ростом заданий по культуре России в заданиях ОГЭ и ЕГЭ по истории.
Цель программы – формирование у учащихся знаний и представлений о многообразии, особенности достижений в области культуры в разные периоды истории России.
Задачи программы:
1.Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
2.Формирование уважительного отношения к культурному наследию наших предков.
3.Развитиеэмоционально-образного восприятия и творческого мышления у учащихся.
4.Развитие коммуникативной и общекультурной компетенций.
Основные принципы программы:
- принцип психологической комфортности,
- принцип личностно ориентированного обучения (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника),
- принцип культуросообразности (познание лучших объектов культуры, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника),
- принцип доступности и наглядности при изложении материала,
- принцип связи теории с практикой.
Участники программы. Участниками программы являютсяучащиеся 7-х классов МОБУ СОШ № 29.
Место кружка в учебном плане. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
2. Планируемые результаты освоения учащимися программы
внеурочной деятельности
В результате изучения кружка «Культура России»учащиеся на ступени среднего общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о достижениях в культуре России;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире и культурном многообразии России;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами;
- научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Учащиеся должен получить возможность научиться:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
- различать прошлое, настоящее, будущее в культуре России;
- соотносить конкретную дату с веком;
- находить место изученных событий на «ленте времени»;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия.
У учащегося должны быть сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой.
Учащейся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Учащейся должен научиться:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Учащейся должен получить возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Учащейся должен научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о культурном богатстве с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию культурного наследия России по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Учащейся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию о культурном наследии народов России с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Учащейся должен научиться:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащейся должен получить возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
3. Структура программы
Программа кружка «Культура России» рассчитана на четыре года изучения (6-9 классы). Программа состоит из введения и четырех разделов: «Культура России в средние века», «Культура России в XVII-XVIII вв.», «Культура России в XIX в.», «Культура России ХХ века».
Тематическое планирование программы
№ |
Разделы |
6 класс (2013-2014) |
7 класс (2014-2015) |
8 класс (2015-2016) |
9 класс (2016-2017) |
Всего |
1 |
Культура России в средние века |
34 |
|
|
|
|
2 |
Культура России в XVII-XVIII вв. |
|
34 |
|
|
|
3 |
Культура России в XIX в. |
|
|
34 |
|
|
4 |
Культура России ХХ века |
|
|
|
34 |
|
|
Всего: |
|
|
|
|
136 |
Раздел 1. Культура России в средние века (6 класс)
№ |
Тема занятия |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Введение. |
2 |
Беседа |
|
2 |
Первобытная культура на территории нашей страны |
6 |
Презентация |
Викторина |
3 |
Культура Древней Руси IX-XII вв. |
8 |
Презентация |
Викторина |
4 |
Культура удельных княжеств XII-XIII вв. |
9 |
Беседа |
Игра - викторина |
5 |
Культура Московского государства |
9 |
Беседа |
Викторина |
|
Итого: |
34 |
|
|
Раздел 2. Культура России в XVII-XVIII вв. (7 класс)
№ |
Тема занятия |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Культура России XVII века |
8 |
Презентации |
Викторина |
2 |
Культура петровского времени |
8 |
Презентация |
Викторина |
3 |
Культура первой половины XVIII века |
8 |
Презентация |
Викторина |
4 |
Культура второй половины XVIII века |
10 |
Беседа |
Ролевая игра |
|
Итого: |
34 |
|
|
Раздел 3. Культура России в XIX в. (8 класс)
№ |
Тема занятия |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Первая половина XIX века |
17 |
Презентация |
Конкурс чтецов, викторина |
2 |
Вторая половина XIX века |
17 |
Презентация |
Викторина , инсценировка |
|
Итого: |
34 |
|
|
Раздел 4. Культура России ХХ век (9 класс)
№ |
Тема занятия |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Серебряный век |
11 |
Презентации |
Проекты |
2 |
Культура СССР |
12 |
Презентация |
Проекты |
3 |
Культуры Новой России |
11 |
Презентации |
Викторина, проект. Итоговое мероприятие |
|
Итого: |
34 |
|
|
4. Содержание программы
Раздел 1. Культура России в средние века (6 класс)
Занятие 1-2. Введение.
Понятие «культура», виды и функции культуры, влияние культуры на развитие народов.
Занятие 3-8. Первобытная культура на территории нашей страны.
Первобытные стоянки на территории России, наскальные рисунки, первобытные стоянки на территории Якутии.
Занятие 9-16. Культура Древней Руси IX-XII вв.
Понятия «миф», «мифология».Древний культ природных явлений и стихий как основа народных календарных праздников. Олицетворение в мифах сил природы. Мифы древних славян о сотворении мира, о Роде, о Даждьбоге, Перуне, Велесе, Макоши, Яриле и др. Мифы о духах (берегинях), охраняющих лес, реки, домашний очаг, овин, баню и т.п. Зимние святки. Происхождение, языческий и христианский смысл праздника. Древний культ солнечного божества (Коляды). Быт, верования, основные хозяйственные занятия восточных славян. Устное народное творчество. Письменность. Древнерусская литература и ее основные жанры. Зодчество. Художественное ремесло. Раннее христианство в жизни восточных славян.
Занятие 17-25. Культура удельных княжеств XII-XIII вв.
Отдельные школы зодчества, иконописи Владимиро-Суздальской Руси, Великого Новгорода, Галицко-Волынской земли. Троицкий монастырь.
Занятие 26-34.Культура Московского государства.
Литература и ее жанры. Начало книгопечатания. Общественная мысль. Зодчество и живопись. Андрей Рублев. Быт.
Раздел 2. Культура России в XVII-XVIII вв. (7 класс)
Занятие 1-8. Культура России XVII века.
Нарастание элементов светскости, рационализма, гуманизма в культуре. Обнищание культуры. Новые черты в образовании, литературе, зодчестве, живописи. Основные достижения культуры и ее крупнейшие представители. Особенности быта.
Занятие 9- 16. Культура петровского времени.
Реформы в области культуры.
Занятие 17-24.Культура первой половины XVIII века.
Особенности развития культуры. Общественно-политическая мысль. Русские просветители. Образование. Академия наук. Основные достижения. Быт и нравы.
Занятие 25-34. Культура второй половины XVIII века.
Особенности развития культуры. Общественно-политическая мысль. Русские просветители. Образование. Академия наук. М.В.Ломоносов. Основные достижения. Быт и нравы.
Раздел 3. Культура XIX века. (8 класс)
Занятие 1-17.Культура первой половины XIX века.
Исторические условия развития народов России в первой половине XIX века. Общественная мысль. Развитие литературы и искусства. Направления и художественные стили. Связь культуры России с культурой Запада. Официальная идеология и культура. Достижения науки и техники. Сословный характер образования. Развитие педагогики. Выдающиеся историки (Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, Т.Н. Грановский). Бытовая культура различных сословий и этносов. Образ жизни. Место религии и церкви в духовной жизни народов России. Развитие и диалог культур народов России, их место в мировой культуре. Органическое соединение национальных традиций и европейских форм и идей в русской культуре XIX века. Развитие восточных традиций в культуре народов Средней Азии и Кавказа. Итоги развития мировых процессов и развития России к концу 50-х гг. XIX в.: общее и особенное. Альтернативы середины века в России: реформы или стагнация; эволюция или революция.
Занятие 18-34.Культура второй половины XIX века.
Развитие культуры народов России в пореформенную эпоху. Крестьянская культура, мещанская культура. Культура повседневности. Жизнь в городе, усадьбе, деревне. Общественные идеалы и нормы морали. Роль религии в жизни разных слоев и народов. Основные вероисповедания. Православие в системе самодержавия. Образование. Школы. Училища. Университеты как центры образования, культуры, воспитания свободомыслия. Развитие естественных наук. Борьба идей в общественной мысли. Историческая наука. Россия и Запад в русской общественной мысли. Истоки и суть политического радикализма в России. «русская идея» и теория официальной народности. Панславизм. Идея долга перед народом. Идеи и традиции утопического социализма в России. Основные направления, стили жанры в литературе и искусстве в 60-90-е гг., их общественное значение, демократические и гуманистические традиции. Писатель и общество (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов). «Передвижники». Деятели российской культуры. Меценатство (П.М.Третьяков, С.И.Мамонтов). Образ мира и страны, нравственный и художественный идеалы эпохи XIX в. глазами современников и потомков. Социальный опыт и духовное наследие российского общества XIX в. в мировой культуре. Основные вехи развития страны в XIX в. Многовековые традиции русского общества и новация XIX в. Усиление альтернативности российской истории. Россия в контексте мировой цивилизации, диалог культур. Мир и Россия.
Раздел 4. Культура России ХХ век (9 класс)
Занятие 1-11. «Серебряный век» отечественной культуры.
Исторические условия развития культуры народов России в начале ХХ века. Изменения в общественных идеалах, образе мысли, стиле жизни. Отражение событий начала ХХ века в обыденном и общественном сознании. Общественная мысль. Мировой значение русской философии. Образование. Искусство. Литература. Развитие естественных наук.
Занятие 12-23. Культура СССР.
Ликвидация неграмотности. Разрушение старых традиций и обычаев. Потеря народной сельской культуры. Формирование системы идеологических запретов. Борьба с инакомыслием. Российская интеллигенция. Советская наука. Особенности и достижения развития литературы и искусства. Метод «социалистического реализма». «Оттепель». Освоение космоса. Правозащитное движение.
Занятие 24-34. Культуры Новой России.
Достижения в области литературы, науки, искусства. Поп-культура. Субкультура.
5. Методическое обеспечение
Для организации образовательного процесса по программе кружка «Культура России» необходимо следующее методическое обеспечение:
- компьютер,
- мультимедиапроектор,
- подборка музыкальных произведений,
- подборка произведений художественного творчества.
Список рекомендуемой литературы
- Балакина Т.И., Козлов В.Д. История русской культуры. – М.: «Аз», 1995.
- Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. УДК 372.016:94 ББК 63.3 Б82
- История: Внеклассные мероприятия. 5-11 классы. Авт.-сост. И.В.Кузьмина. – Волгоград: Учитель, 2005. УДК 371.3 ББК 74.266.31 И90
- История России в таблицах и схемах. Серия «Школа в клеточку». Авт.-сост. Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. – М.: «Лист». 2002.
- Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. ББК 74.266.3
- Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы). Волгоград: Учитель,2002
- Кузнецов Н.Д., Никифоров Д.Н. Методическое руководство к картинам и картосхемам по истории СССР. Выпуск 3. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. 2 экз.
- Предметные недели в школе. История. Выпуск 2. Сост. Г.И.Ерохина. – Волгоград: Учитель, 2005. УДК 371.3 ББК 74.266.3 П71
- Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. -2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. УДК 94(072) ББК 63.3(0)я72 У84
- Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов н.Д.: Феникс, 2005. УДК 372.016:94 ББК 74.266.3 КТК 432 Х23
- История. 5-11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно- исторические вечера/ Е.В.Тайкова и др. – Волгоград: Учитель, 2010. УДК 371.3 ББК 74.266.3 И90;
- Уткина Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы/ Э.В.Уткина. – М.: Айрис-пресс,2009. УДК 94(072) ББК 63.3(0)я72 У84;
- Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории: 8-11 классы.- М.: ВАКО, 2010. УДК 372.893 ББК 74.266.3 Д69.