Программа кружка «Культура России»

Составитель:

учитель истории и обществознания

МОБУ СОШ №29 г. Якутска

Антонова Элеонора Ивановна

Пояснительная записка

История России во многом состоит не только из дат и событий, но и достижений в области культуры. Знание особенностей и достижений культуры в разные периоды истории России являются важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Знания по культуре России стали актуальны с ростом заданий по культуре России в заданиях ОГЭ и ЕГЭ по истории.

Цель программы формирование у учащихся знаний и  представлений о многообразии, особенности достижений в области культуры в разные периоды истории России.

Задачи программы:

1.Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

2.Формирование уважительного отношения к культурному наследию наших предков.

3.Развитиеэмоционально-образного восприятия и творческого мышления у учащихся.

4.Развитие коммуникативной и общекультурной компетенций.

Основные принципы программы:

  • принцип психологической комфортности,
  • принцип личностно ориентированного обучения (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника),
  • принцип культуросообразности (познание лучших объектов культуры, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника),
    • принцип доступности и наглядности при изложении материала,
    • принцип связи теории с практикой.

Участники программы. Участниками программы являютсяучащиеся 7-х классов МОБУ СОШ № 29.

Место кружка в учебном плане. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).  

            

2. Планируемые результаты освоения учащимися программы

 внеурочной деятельности

В результате изучения кружка «Культура России»учащиеся на ступени среднего общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о достижениях в культуре России; 
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; 
  • получат возможность осознать своё место в мире и культурном многообразии России; 
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами;
  • научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Учащиеся должен получить возможность научиться:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
  • различать прошлое, настоящее, будущее в культуре России;
  • соотносить конкретную дату с веком;
  • находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия.

У учащегося должны быть сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой.

Учащейся  получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Учащейся должен научиться:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; 
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Учащейся должен получить возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Учащейся должен научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о культурном богатстве с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; 
  • проводить сравнение и классификацию культурного наследия России по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

            Учащейся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; 
  • записывать, фиксировать информацию о культурном наследии народов России с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; 
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащейся должен научиться:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащейся должен получить возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

  3. Структура программы

            Программа кружка «Культура России» рассчитана на четыре года изучения (6-9 классы). Программа состоит из введения и четырех разделов: «Культура России в средние века», «Культура России в XVII-XVIII вв.», «Культура России в XIX в.», «Культура России ХХ века».

 Тематическое планирование программы

Разделы

6 класс

(2013-2014)

7 класс

(2014-2015)

8 класс

(2015-2016)

9 класс

(2016-2017)

Всего

1

Культура России в средние века

34

 

 

 

 

2

Культура России в XVII-XVIII вв.

 

34

 

 

 

3

Культура России в XIX в.

 

 

34

 

 

4

Культура России ХХ века

 

 

 

34

 

 

Всего:

 

 

 

 

136

 Раздел 1. Культура России в средние века (6 класс)

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение.

2

Беседа

 

2

Первобытная культура на территории нашей страны

6

Презентация

Викторина

3

Культура Древней Руси IX-XII вв.

8

Презентация

Викторина

4

Культура удельных княжеств XII-XIII вв.

9

Беседа

Игра - викторина

5

Культура Московского государства

9

Беседа

Викторина

 

Итого:

34

 

 

 Раздел 2. Культура России в XVII-XVIII вв.  (7 класс)

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1

Культура России XVII века

8

Презентации

Викторина

2

Культура петровского времени

8

Презентация 

Викторина

3

Культура первой половины XVIII века

8

Презентация

Викторина

4

Культура второй половины XVIII века

10

Беседа

Ролевая игра

 

Итого:

34

 

 

 Раздел 3. Культура России в XIX в. (8 класс)

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1

Первая половина XIX века

17

Презентация

Конкурс чтецов, викторина

2

Вторая половина XIX века

17

Презентация

Викторина , инсценировка

 

Итого:

34

 

 

Раздел 4. Культура России ХХ век (9 класс)

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1

Серебряный век

11

Презентации

Проекты

2

Культура СССР

12

Презентация

Проекты

3

Культуры Новой России

11

Презентации  

Викторина, проект. Итоговое мероприятие

 

Итого:

34

 

 

 

4. Содержание программы

Раздел 1. Культура России в средние века (6 класс)

Занятие 1-2. Введение.

Понятие «культура», виды и функции культуры, влияние культуры на развитие народов.

Занятие 3-8. Первобытная культура на территории нашей страны.

Первобытные стоянки на территории России, наскальные рисунки, первобытные стоянки на территории Якутии.

Занятие 9-16. Культура Древней Руси IX-XII вв.

Понятия «миф», «мифология».Древний культ природных явлений и стихий как основа народных календарных праздников. Олицетворение в мифах сил природы. Мифы древних славян о сотворении мира, о Роде, о Даждьбоге, Перуне, Велесе, Макоши, Яриле и др. Мифы о духах (берегинях), охраняющих лес, реки, домашний очаг, овин, баню и т.п. Зимние святки. Происхождение, языческий и христианский смысл праздника. Древний культ солнечного божества (Коляды).  Быт, верования, основные хозяйственные занятия восточных славян. Устное народное творчество. Письменность. Древнерусская литература и ее основные жанры. Зодчество. Художественное ремесло. Раннее христианство в жизни восточных славян.

Занятие 17-25. Культура удельных княжеств XII-XIII вв.

Отдельные школы зодчества, иконописи Владимиро-Суздальской Руси, Великого Новгорода, Галицко-Волынской земли. Троицкий монастырь.

Занятие 26-34.Культура Московского государства.

Литература и ее жанры. Начало книгопечатания. Общественная мысль. Зодчество и живопись. Андрей Рублев. Быт.

Раздел 2. Культура России в XVII-XVIII вв.  (7 класс)

Занятие 1-8. Культура России XVII века.

Нарастание элементов светскости, рационализма, гуманизма в культуре. Обнищание культуры. Новые черты в образовании, литературе, зодчестве, живописи. Основные достижения культуры и ее крупнейшие представители. Особенности быта.

Занятие 9- 16. Культура петровского времени.

Реформы в области культуры.

Занятие 17-24.Культура первой половины XVIII века.

Особенности развития культуры. Общественно-политическая мысль. Русские просветители. Образование. Академия наук. Основные достижения. Быт и нравы.  

Занятие 25-34. Культура второй половины XVIII века.

Особенности развития культуры. Общественно-политическая мысль. Русские просветители. Образование. Академия наук. М.В.Ломоносов. Основные достижения. Быт и нравы.  

 Раздел 3. Культура XIX века. (8 класс)

Занятие 1-17.Культура первой половины XIX века.

Исторические условия развития народов России в первой половине XIX века. Общественная мысль. Развитие литературы и искусства. Направления и художественные стили. Связь культуры России с культурой Запада. Официальная идеология и культура. Достижения науки и техники. Сословный характер образования. Развитие педагогики. Выдающиеся историки (Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, Т.Н. Грановский). Бытовая культура различных сословий и этносов. Образ жизни. Место религии и церкви в духовной жизни народов России. Развитие и диалог культур народов России, их место в мировой культуре. Органическое соединение национальных традиций и европейских форм и идей в русской культуре XIX века. Развитие восточных традиций в культуре народов Средней Азии и Кавказа. Итоги развития мировых процессов и развития России к концу 50-х гг. XIX в.:  общее и особенное. Альтернативы середины века в России: реформы или стагнация; эволюция или революция.

Занятие 18-34.Культура второй половины XIX века.

Развитие культуры народов России в пореформенную эпоху. Крестьянская культура, мещанская культура. Культура повседневности. Жизнь в городе, усадьбе, деревне. Общественные идеалы и нормы морали. Роль религии в жизни разных слоев и народов. Основные вероисповедания. Православие в системе самодержавия. Образование. Школы. Училища. Университеты как центры образования, культуры, воспитания свободомыслия. Развитие естественных наук. Борьба идей в общественной мысли. Историческая наука. Россия и Запад в русской общественной мысли. Истоки и суть политического радикализма в России. «русская идея» и теория официальной народности. Панславизм. Идея долга перед народом. Идеи и традиции утопического социализма в России. Основные направления, стили жанры в литературе и искусстве в 60-90-е гг., их общественное значение, демократические и гуманистические традиции. Писатель и общество (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов). «Передвижники». Деятели российской культуры. Меценатство (П.М.Третьяков, С.И.Мамонтов). Образ мира и страны, нравственный и художественный идеалы эпохи XIX в. глазами современников и потомков. Социальный опыт и духовное наследие российского общества XIX в. в мировой культуре. Основные вехи развития страны в XIX в. Многовековые традиции русского общества и новация XIX в. Усиление альтернативности российской истории. Россия в контексте мировой цивилизации, диалог культур. Мир и Россия.

         

Раздел 4. Культура России ХХ век  (9 класс)

Занятие 1-11. «Серебряный век» отечественной культуры.

Исторические условия развития культуры народов России в начале ХХ века. Изменения в общественных идеалах, образе мысли, стиле жизни. Отражение событий начала ХХ века в обыденном и общественном сознании. Общественная мысль. Мировой значение русской философии. Образование. Искусство. Литература. Развитие естественных наук.

Занятие 12-23. Культура СССР.

Ликвидация неграмотности. Разрушение старых традиций и обычаев. Потеря народной сельской культуры. Формирование системы идеологических запретов. Борьба с инакомыслием. Российская интеллигенция. Советская наука. Особенности и достижения развития литературы и искусства. Метод «социалистического реализма». «Оттепель». Освоение космоса. Правозащитное движение.

Занятие 24-34. Культуры Новой России.

Достижения в области литературы, науки, искусства. Поп-культура. Субкультура.

          5. Методическое обеспечение

Для организации образовательного процесса по программе кружка «Культура России» необходимо следующее методическое обеспечение:

  • компьютер,
  • мультимедиапроектор,
  • подборка музыкальных произведений,
  • подборка произведений художественного творчества.

   Список рекомендуемой литературы

  1. Балакина Т.И., Козлов В.Д. История русской культуры. – М.: «Аз», 1995.  
  2. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. УДК 372.016:94  ББК 63.3  Б82
  3. История: Внеклассные мероприятия. 5-11 классы. Авт.-сост. И.В.Кузьмина. – Волгоград: Учитель, 2005. УДК 371.3 ББК 74.266.31 И90
  4. История России в таблицах и схемах. Серия «Школа в клеточку». Авт.-сост. Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. – М.: «Лист». 2002.
  5. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. ББК 74.266.3
  6. Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы). Волгоград: Учитель,2002
  7. Кузнецов Н.Д., Никифоров Д.Н. Методическое руководство к картинам и картосхемам по истории СССР. Выпуск 3. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. 2 экз.
  8. Предметные недели в школе. История. Выпуск 2. Сост. Г.И.Ерохина. – Волгоград: Учитель, 2005. УДК 371.3 ББК 74.266.3 П71
  9. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. -2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.  УДК 94(072)  ББК 63.3(0)я72  У84
  10. Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов н.Д.: Феникс, 2005. УДК 372.016:94 ББК 74.266.3 КТК 432 Х23
  11. История. 5-11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно- исторические вечера/ Е.В.Тайкова и др. – Волгоград: Учитель, 2010. УДК 371.3 ББК 74.266.3 И90;
  12. Уткина Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы/ Э.В.Уткина. – М.: Айрис-пресс,2009. УДК 94(072)  ББК 63.3(0)я72 У84;
  13. Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории: 8-11 классы.- М.: ВАКО, 2010. УДК 372.893  ББК 74.266.3  Д69.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных