План-конспект открытого урока «Олимпийские игры в древности» в 5 классе

Бугулова Ольга Даниловна, учитель истории и обществознания МОБУ СОШ №29 ГО "город Якутск"

 

       Цели урока:
1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.

2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты:  

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

  1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
  2. Выдвигать версии.
  3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
  4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

  1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).
  2. Выявлять причинно-следственные связи.
  3. Делать выводы.
  4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
  5. Доказывать.
  6. Сравнивать.
  7. Анализировать – выделять главное.
  8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

  1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
  2. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование: 

мультимедийный проектор, экран,  учебник, тетрадь, презентация.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и  работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными   и активными.

2. Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.

Слайд. Карта.  (10 минут)

Учитель:  Историю какой страны вы в данный момент изучаете? Ответы учеников. Давайте с вами повторим пройденный материал.  На партах у вас лежат пазлы контурной карты. Это карта древнейшей Греции. Соберите ее и отметьте на ней основные географические обьекты: полуострова, острова, водные пространства, основные полисы Греции.

Ученики работают в парах сообща. По окончанию задания проверяют вместе с учителем обс

Мотивационная беседа (10 минут)

Учитель:  Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал. Теперь давайте перейдем к изучению нового.

Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сформулировать тему урока сами.

Это событие играло важную роль в истории Древней Греции. Когда оно случалось, то прекращались все войны и столкновения. Для участия в этом мероприятии съезжались жители всей Греции. Посвящалось это событие главному богу древних греков – Зевсу и проходило у храма, построенного в его честь. Наследие древних греков использует и нынешнее поколение людей: это событие связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года, а в 2014 году это грандиозное событие прошло в нашей стране в городе Сочи. Ну что догадались?

Ответы учеников, формулировка темы урока.

Слайд  (амфора и кольца)

Учитель:

Скажите пожалуйста, что изображено на этой картинке?

Да, это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.

А это что за цветные колечки?

Конечно,  это символ Олимпийских игр.

- Кто знает, что  символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение  пять континентов. Цвета континентов:  голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия )

Кто знает, какие символы у сочинской олимпиады?) белый мишка, зайка и леопард

Учитель: Ребята, а вам интересно узнать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции?

Постановка целей урока:

Учитель: Что же мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке? (Что же вам хотелось бы узнать об Олимпийских играх?)

  1. История возникновения Олимпийских игр;
  2. Организация и проведение олимпиады;
  3. Знаменитые атлеты.

Проблемное задание:

- Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: Кто эти люди на фотографиях, которые я для вас приготовила и что их связывает?

Слайд и показывает фотографии золотых медалистов Олимпийских медалистов. Дети по мере возможности называют имена спортсменов . Но вот что их связывает? Ответ на этот вопрос мы получим с вами в конце урока.

( входят глашатаи )

1 глашатай: « Все в Олимпию!»

2 глашатай: « Священный мир объявлен!»

3 глашатай: « Дороги безопасны!»

4 глашатай: « Да победят сильнейшие!»

Учитель: Спасибо, уважаемые глашатаи. Мы обязательно воспользуемся вашим приглашением. Ребята, что нового мы можем узнать из этих слов?

Ученики:

  1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.
  2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.
  3. Игры были честными.

Итак, ребята, собираемся в дорогу. А в дорогу каждый из вас должен взять портфель. Как называется портфель? Правильно, «Портфель знаний». Давайте посмотрим, что же находится в ваших портфелях?

Кармашек №1. Работа с текстом. (карточки 1,2,3,4) Прочитайте текст параграфа на странице 157-159 1,2,3 пункты и впишите недостающие слова.

Кармашек №2. Рисунки знаменитых атлетов, опираясь на текст параграфа на стр. 159-160 напишите их имена и совершенные подвиги.

Кармашек №3. Прочитайте текст и решите историческую задачу.

Итак, портфели собраны, подпишите их, чтобы в пути они не потерялись. И мы с вами отправляемся в какой город? Правильно, в Олимпию.

На своей контурной карте отметьте пожалуйста город Олимпию, опираясь на карту Древней Греции в атласах.

3. Изучение нового материала.

Итак, мы в городе Олимпия. Слайд (15 минут- 10 мин выполняют задание и 5 минут проверяем)

Учитель: Сейчас работаем по парам:  откройте свои портфели из кармашка №1 возьмите карточки 1-4 ,самостоятельно читаем текст учебника 1,2,3 пункт и вставляем пропущенные слова в задание.

Учитель: Давайте проверим, как вы сделали задание:

Карточка № 1.

Вопрос: Где и когда появились первые Олимпийские игры?

Олимпийские игры проводились в______________ один раз в ____ года. Праздник и соревнования устраивали в честь _____________. На время игр во всей Греции ________________________________.

Первые Олимпийские игры состоялись в __________г___________. По мнению греков их основал ______________. Потом игры долго не проводились из-за _______________________________________.

Карточка № 2.

Вопрос: Как проходили Олимпийские игры?

Олимпия расположена в Пелопоннесе, области _______________. В ней расположены храм и статуя бога_____.  Праздник в Олимпии проходил ___дней, а сами состязания___ дня. «Судьи греков» следили, чтобы___________________________________________. Участвовать в играх и наблюдать за ними запрещалось ________________.

Карточка № 3

Вопрос: Какие виды состязаний проводились?

Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с ___________ ,(1) затем атлеты состязались в ___________, (2)_______________,(3) ________________(4). Последним состязанием в пятиборье была _________________(5). Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были ___________________________________. Победителей – атлетов награждали___________________________.

Карточка № 4

Вопрос: Как чествовали победителей игр на родине?

Выберите и подчеркните только верные ответы:

Выходили навстречу при въезде в город; устраивали пир; платили деньги; ставили статую; сочиняли песню; награждали медалью; обращались как к третейскому судье.

Учитель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Теперь мы с вами попробуем решить историческую задачу. Откройте р/т на стр. 23 выполняем задание 30.

Ответы проверяются (5 минут)

Учитель:

Слава о победителях переживала их в веках. Ребята, давайте прочитаем п. 4 на странице 159 учебника: Легендарные рассказы о знаменитых атлетах,  и узнаем,  о ком греки складывали легенды, выполняем задание 3 из кармашка номер 3.  Смотрите рисунки знаменитых атлетов и подпишите, кто из них кто.

Учитель:

Итак знаменитые атлеты Древней Греции это:

Милон Кротонский

Полидам

Феаген

Участниками  Олимпийских   игр  были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…

Учитель:

Соревнования  заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в  394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Учитель:

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

4. Закрепление изученного материала.

Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?

 (можно использовать белые  и черные  карточки)

  1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере .
  2. Первые Олимпийские игры были в 750-м году до нашей эры.
  3. С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры.
  4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.
  5. Впервые на соревнования в Олимпии победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.
  6. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.
  7. Пятиборье - это соревнование одного человека в пяти видах спорта.

Решение проблемного задания.

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал  в самом начале нашего урока. Что же связывает этих золотых медалистов?

Ученики называют имена спортсменов, победивших именно в тех видах спорта, которые были популярны в Древней Греции.(Пятиборье)

5. Рефлексия

Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.

Сегодня на уроке, я узнал, что….

Я понял, что…

Я научился ….

Выставление оценок за урок. 

6. Домашнее задание: Параграф 33, пересказ; творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (в 4 в учебнике на стр. 154).

Учитель:

Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания!

 

Самоанализ урока