ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ОРИГАМИ»

КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ НОВОГО СТАНДАРТА

 

                                                                         Афанасьева Василина Васильевна,

                                                         учитель начальных классов

                                                            МОБУ СОШ № 29 г. Якутска

 

         В современных условиях, в условиях реализации нового федерального государственного общего стандарта, необходимо развивать следующие  качества у детей:

-творческое воображение;

-зрительное восприятие и зрительную память;

-целенаправленность действий, умение изменять их в  зависимости от изменения цели;

-умение соотносить, синтезировать абстрактные и  конкретные знания.

 Считаю, что формированию указанных качеств могут способствовать  занятия оригами, которыми овладевают  дети под воздействием окружающей предметной среды и в результате специального обучения.

         Хочу поделиться, как  я  выстраиваю развитие этих качеств на занятиях кружка «Оригами». Курс «Оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Обучение оригами - это есть организованная деятельность,  направленная на передачу и усвоение учащимися способов  выполнения складывания бумаги для создания различных фигурок и декоративных вещей учащимися. Это деятельность состоит из следующих этапов:

  • Мотивация
  • Целевая установка
  • Анализ образца
  • Усвоение способов действий выполнения оригами
  • Самостоятельное выполнение оригами с помощью технологической карты
  • Контроль и оценка

       Перед учащимися ставятся в первую очередь технические задачи, требующие умственного напряжения. Это:

-Знания и умения по обращению с бумагами и выполнение изделия.

-Умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на практике.

        Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, и фигур, эти знания способствуют формированию у ребенка зачатков пространственных представлений, конструкторских знаний  о композиции.

   Оформляя результат труда, школьник должен думать, как она выглядит. Поэтому одна из важнейших задач обучения оригами состоит в том, чтобы учить ребенка не только навыкам добросовестной работы, но и чувству формы, симметрии. Чем полнее соответствует полученный результат к заданному заданию, тем она решена проще и аккуратно. Поэтому здоровый эстетический вкус расценивает простоту формы как выражение ее красоты.

Процесс выполнения оригами состоит из 2 основных этапов:

- процесс осмысления оригами;

- процесс её создания.

          В процессе осмысления происходит обдумывание предстоящей деятельности, представление конечной цели - выбор способов достижения этой цели, планирование последовательности практических действий. Однако, практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской, она сочетает мыслительные и практические действия, которые непосредственно развивают геометрические понятия у младших школьников. При этом особую роль играют практические действия, носящие поисковый характер, они являются как бы источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений.

          В процессе создания оригами у детей формируются умения целенаправленно рассматривать геометрические фигуры, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные фигуры, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

          Усвоение способов действий выполнения оригами происходит в разных формах организации обучения. Рассмотрим наиболее распространенные формы организации работы учащихся по созданию новых для них конструкций изделий, которые я использую на занятиях:

1.Выполнение  действий под диктовку учителя.

          Вначале я поочередно демонстрирую приемы изготовления и взаиморасположения отдельных изгибов на бумаге, порядок действий. Учащиеся  занимаются  репродуктивной  деятельностью, воспроизводят, копируют мои действия.

2.Выполнение по аналогии.

          После того, как учащиеся под моим руководством  изготовят оригами, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции или несколько более сложного, но подобного по конструкции оригами.

3.Выполнение по образцу.

           Учащиеся анализируют выполнение оригами, выясняют, из каких геометрических фигур он состоит, выясняют порядок и приемы выполнения отдельных операций. В данной форме обучения оригами обеспечивается в основном прямая передача детям готовых знаний. Это необходимый этап, в ходе которого дети узнают о свойствах бумаги, овладевают техникой выполнения оригами. Таким образом, выполнение по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным подготовительным этапом, обеспечивающим подход к самостоятельной поисковой деятельности.

           В обучении оригами решаются общие задачи:

-Учить анализировать образец: выделять форму листа, из которого выполнена поделка, способ преобразования бумаги, выделять части, детали фигуры.

-Формировать у детей обобщенные способы работы с бумагой.

-Учить планировать процесс создания оригами, контролировать свою деятельность на основе анализа.

-Развивать у детей творческое отношение: подбирать размер бумаги для оригами, переносить усвоенный способ преобразования бумаги на новое содержание, комбинировать способы преобразования бумаги для достижения выразительности оригами.

          Постановка перед детьми таких задач способствует развертыванию поисковой деятельности, которая складывается из практических попыток использования различных способов решения, анализа условий задачи с целью нахождения наиболее адекватных способов решения и развития геометрических понятий.

           Самостоятельное выполнение оригами с помощью технологической карты. Это вид выполнения на основе самостоятельного рассмотрения задания на выполнение оригами, для изготовления которого требует применить известные учащимся приемы выполнения оригами. Данную работу я организую таким образом:

1.Выполнение  по письменным или графическим описаниям оригами, включающим общие технические требования к готовому изделию.

2.Выполнение по условиям.

          Не давая образца и способов изготовления оригами, детям задаю лишь условия, которыми композиция оригами должна соответствовать.

3.Выполнение в коллективе из 2-4 человек с распределением обязанностей по созданию оригами и ее воплощению в бумаге.

4.Контроль и оценка. Оригами обязательно оцениваются с точки зрения решения эстетических и геометрических задач, должны быть отмечены их точность и аккуратность.

         При этом очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

- оценивать только результат, который достигается усилиями самого ребенка;

- по мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной;

- нельзя сопоставлять результаты деятельности с успехами других детей, нужно оценивать его собственные достижения;

- оценку необходимо построить так, чтобы дети были максимально активны в ней.

Обучение оригами, таким образом, способствует у детей:

  • Приобретению личного опыта как основы познания и развития;
  • формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду;
  • формированию умения определять последовательность операций для изготовления изделий.

На таких занятиях чётко устанавливается связь занятий с учебными предметами, такими как:

1.Русский язык и литературное чтение. Работа с текстами заданий позволяет продолжить решение важнейшей задачи начального образования — развития устной  речи учащихся. Все тексты, используемые на занятиях по оригами, анализируются, обсуждаются, комментируются. Высказывания выстраиваются в определенной логике, обосновываются, выводы строго формулируются. Речевое развитие ребенка осуществляется при парной и групповой работе.

2.Математика. Работа с геометрическими фигурами,  выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании. В частности действия в обучении оригами  способствуют:

  • определению знаний по геометрии на начальной стадии обучения по заданиям оригами
  • подбору соответствующих изделий оригами для исправления ошибок в знаниях геометрических понятий
  • умению находить на каждом отдельном этапе работы с оригами геометрические фигуры

3.Изобразительное искусство. Использование правил декоративно-прикладного искусства, законов дизайна и общих требований художественной выразительности при изготовлении изделий, эстетика труда. Соблюдение правил техники безопасности во время работы.

         Таким образом, занятия  оригами помогают осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.

          В результате курса занятий кружка «Оригами» развиваются у учащихся пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкая мускулатура    кистей рук, концентрация  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет. А так же улучшается способность следовать устным инструкциям; расширяются  коммуникативные способности; воспитывается наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.

          Значит, организуя  кружок «Оригами, мы  выполняем требования нового стандарта в реальной практике.