Урок  развития речи в 5 классе. Роль гласных и согласных звуков в описании природы

 Лукина Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы 

МОБУ СОШ №29 г.Якутска ГО "город Якутск"

 

В реализации задач, поставленных школьной реформой, существенную роль играют уроки русского языка (фонетики, грамматики, правописания, развития речи), направленные на воспитание любви и уважения к Родине, к языку своего народа.

Фонетика – один из важных разделов систематического курса русского языка в средней школе. Без изучения и понимания звуковой стороны языка невозможны процессы формирования навыков устной и письменной речи.

Основные знания, умения и навыки по разделу «Звуки и буквы» учащиеся приобретают в 1 – 4 классах. Совершенствуется звуко-буквенный анализ слов, усиливается внимание к развитию речевого слуха учащихся. Эта работа должна быть направлена прежде всего на овладение учащимися приемами безошибочного списывания, письма под диктовку, проверки написанного, повышения уровня грамотности.

В 5 классе углубляются следующие лингвистические понятия, изученные в начальной школе: звуки речи; гласные; гласные ударные и безударные; согласные; согласные звонкие и глухие; мягкие и твердые, парные и непарные согласные по мягкости-твердости, по звонкости - глухости; слог, ударение; чередование гласных и согласных. Вводятся такие понятия как сильные, так и слабые позиции звуков, оглушение и озвончение согласных в слабых позициях. Системное понимание языка на фонетическом уровне основывается на ряде понятий, перечисленных выше, которые должны быть в доступной форме раскрыты на уроках фонетики. В ходе упражнений ученики должны убедиться в том, что эти звуковые различия (глухие – звонкие, твердые  – мягкие) действительно играют большую роль в выражении значений русских слов. Не случайно указание на звонкость/глухость, твердость/мягкость согласных считается обязательным при фонетическом разборе.

Предлагаемая разработка уроков развития речи может быть использована после изучения всего курса фонетики в 5 классе. Уроки предусматривают развитие следующих метапредметных универсальных учебных действий: умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное, формируются умения и навыки литературной речи, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка — слова, предложения; отрабатываются коммуникативные действия (умение слышать, слушать и понимать партнера, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками).

Такие занятия помогают учащимся осознать неразрывную связь, которая существует между звуковой и смысловой стороной, понимать, как звуковая оболочка связана с лексическими и грамматическими явлениями, развивают творческие способности, прививают интерес к литературе.

 

Тип урока: урок развития речи

Количество уроков: 2

Цель: выявить особенности употребления гласных и согласных звуков в лирике.

Предметные УУД

- уметь производить транскрипцию слов, различать звуки и буквы;

- уметь распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

- уметь находить в художественных текстах повторяющиеся гласные и согласные звуки, объяснять их роль;

- уметь использовать прием звукописи в речи.

Оборудование: карточки с текстами, таблицы.

Ход урока

0. Ситуация успеха.

На экране слова: шуршание, жужжать, звенящий.

У: Ребята, вы по праву можете считать себя знатоками страны Фонетики. Я думаю, вам не составит труда определить количество букв и звуков в этих словах? А сколько гласных и согласных в каждом слове? Укажите глухие согласные в словах. Найдите звонкие согласные. Определите, где мягкие согласные, а где твердые.

Молодцы, вы очень точно описали звуки в каждом слове! Эти умения пригодятся нам сегодня. 

1. Нестандартная мотивация (звучит «Метель» Георгия Свиридова)

У: Как вы думаете, какое время года воспевает композитор Г. Свиридов?

- А как вы догадались, что мелодия о зиме? (подводим к тому, что музыка повторяет «звучание зимы»)

- А какое природное явление передает автор в композиции? Как вы это поняли?

- Прослушаем еще одну композицию (Вивальди «Летняя гроза)

Дети угадывают тему, указывают, что музыка словно воспроизводит звуки грозы.

2. Целеполагание.

У: Писатель К.Г. Паустовский утверждал о русском языке следующее:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

 А как вы думаете, можно ли с помощью слова передать завывание метели, громыхание грозы, плеск воды? 

(Версии учащихся. Может возникнуть спор: о возможности и невозможности передать звуки с помощью слова).

- Сформулируем цель нашего занятия (Выяснить: можно ли с помощью слова передать все звуки. Или: доказать, что русским словом возможно выразить все звуки и краски. Отобразить цель в тетради).

У: Вернемся к первому заданию урока. Эти слова про себя что-нибудь «рассказывают»? (шуршание,  жужжать, звенящий)

3. Наблюдение за стихотворением.

- Прочитайте отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

                          Ф. И. Тютчев.

Подготовленный ученик читает вслух.

- Определите тему стихотворения.

- Скажите, какие звуки чаще повторяются в стихотворении? (Поэт использует (г, р, з, б)

Дайте характеристику этим звукам по звонкости-глухости, твердости-мягкости.

Эти звуки – звонкие, твердые.

Какой образ создается с помощью этих звуков? (образ грозы, мы слышим звуки грозы)

- А какие языковые средства еще можно наблюдать в стихотворении? (сравнение, эпитет)

- А как вы думаете, ребята, поэтический прием с использованием звуков является языковым средством? Каким термином можно обозначить этот прием? (звуки на письме – звукопись)

Словарная работа (на доске): записывается в тетрадях.

Звукопись (звуки+писать) – художественный прием, который усиливает выразительность  речи.

4. Анализ художественного текста. Работа в группах.

Ученики получают задания с инструкцией работы

ИНСТРУКЦИЯ

  1. Прочитать внимательно стихотворение.
  2. Назвать звуки, повторяющиеся в словах. Записать их.
  3. Какой образ создают выделенные звуки?

1 группа

В. Орлов

Тише, тише,

 Тише, тише!

 И тиха,

 и не слышна

 на деревья

 и на крыши

 опустилась тишина.

2 группа

М. Ю. Лермонтов (отрывок из стихотворения «Бородино»):                  

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…            

3 группа

В. Мордань

Тихо. Не может быть тише,

Слышно, как всходит трава,  

Ночь тишину чуть колышет,

Сладкие шепчет слова.

4 группа

А. С. Пушкин

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

5 группа (для сильной группы)

А. Блок

Я ломаю слоистые скалы            

В час отлива на илистом дне,

И таскает осёл мой усталый

Их куски на мохнатой спине…

6 группа (для сильной группы)

Н. А. Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит.

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит.

5. Групповая защита. Подведение итогов по упражнениям.

Ученики выделяют звукопись в стихотворных строках: грохот и топот копыт, состояние тишины, усталую поступь хозяина и осла (с-ст-ск), впечатление свиста и шума ветра. Наблюдают за звуками.

Можно сделать выводы:

- Отдельные звуки или их сочетания помогают создавать художественные образы природы.

- Согласные звуки чаще используются поэтами. Высказываются предположения учащихся о том, почему это происходит. В классах с сильной подготовкой можно ввести понятия – аллитерация, ассонанс.

 

Урок №2

(урок продолжает первое занятие)

1. Актуализация изученного на первом уроке.

1) Приготовьтесь выразительно читать высказывания русских писателей о русском языке на карточке:

1. Русский язык - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А. И. Куприн)

2. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… (А. Н. Толстой)

2) Прочитать высказывания о языке вслух, соблюдая интонацию предложений.

3) Какие слова вам непонятны? Запись в словарь.

4) Сравнить высказывания Куприна и Толстого, какое определение русского языка является общим? (Певуч; певучий, задушевный, как песня)

У: Оба великих писателя не зря назвали русский язык певучим. Ученые выяснили, что в русской речи преобладают мелодичные звуки. Их около 75 % (большинство – согласные). Особую роль в этом играют согласные, потому что их больше, чем гласных, и у них высокая способность различать слова.

На доске:    перед вами звуки слов, они взяты из этих высказываний. Догадайтесь, что за слова?  (Показываю гласные, потом согласные).

                                   [а у а]              [р д г]

                                   [и у и]           [п в ч̕  й̕]

                                   [а а]               [с з д л]

Перед вами гласные и согласные одного и того же слова. Звуки каких слов вы услышали, запишите эти слова. (радуга [радуга], певучий [п и в у ч̕  и й̕], создал [с а з д а л]) По каким звукам вы узнали эти слова? (По согласным)

- Действительно, согласные звуки более отчётливо подсказывают полный звуковой состав слова.

2. Творческая работа «Звучащая открытка». Сочинив синквейн, нужно будет оформить его на альбомном листе в виде открытки.

У: Попробуйте  придумать синквейн о природе, используя слова с характерными согласными звуками.

 Предлагаются темы:

  1. Водопад.
  2. Колокольчик.
  3. Первый снег.

3. Чтение работ.

Примеры творческих работ учащихся:

Водопад

Шумит, грохочет.

Гремящий, холодный, пенистый!

Он не боится высоты!

Риск!

Колокольчик

Звенит, гремит.

Звучный, серебряный, тонкий.

Радует всех нас!

Динь-динь-динь.

Ученики объясняют, какие звуки помогли им создать образы водопада, колокольчика, первого снега.

4. Рефлексия. Подведение итогов по уроку.

Продолжить фразы:

- Я сегодня узнал…

- Очень удивился…

- У меня получилось…

- Я, наконец, понял…

- Было сложно в….

5. Домашнее задание: Подобрать новые тексты стихотворений, в которых авторами используется звукопись.

 

Использованная литература:

1. Аванесов Р.И. «Русское литературное произношение». М.,1984

2. Бернштейн «Словарь фонетических терминов» М., 1996

3. Моисеев «Русский язык. Фонетика, морфология, орфография. Пособие для учителей». М., 1980

4. Крамаренко, Малюшкин «Вспомним фонетику и подготовимся к экзаменам» // статья в журнале «Русский язык в школе», 2005, №2, с.35

Сайты:

http://festival.1september.ru/articles/597026/

https://didaktica.ru/programma-po-russkomu-yazyku/183-fonetika-grammatika-pravopisanie-i-razvitie-rechi.html