Конспект урока литературы "Поэма Огня в мировой художественной культуре (по произведению «Прометей – прикованный»)"

Семенова Марианна Михайловна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №29 ГО "город Якутск"

Класс: 10

Вид урока: урок внеклассного чтения

Тип: урок – семинар

Цели: образовательные: сформировать представление об образе Прометея как «сквозном» образе произведений мирового искусства;  выявить символическое значение Прометея в мировой художественной культуре;

           развивающие:    развивать навыки составления тезисного плана произведений, выразительного чтения, работы с иллюстрациями; совершенствовать навыки работы с текстом, осуществлять межпредметные    связи; развивать устную речь

           воспитательные: воспитывать чувство понимания, что в поединке силы духовной и физической моральная победа всегда за духовной

Оборудование: проектор, раздаточный материал, текст, презентация

Опережающее домашнее задание:

 - фронт. - прочитать миф о Прометее и на выбор 1 трагедию Эсхила

-  индив. - подготовить рекомендательную речь об одной трагедии Эсхила

 

Ход урока 

1. Ознакомление с темой и целью урока

- Здравствуйте, ребята, вы пришли на урок литературы. Сегодня у нас День Огня, поэтому тема урока будет связана с огнем. Как много произведений искусства вы знаете на тему «Огня»? Перечислите их в литературе, живописи, скульптуре.

Беседа на выявление восприятия прочитанного дома  произведения.

- Понравилась ли вам трагедия Эсхила?

- Какие сцены вас взволновали? Почему?

- Каким вы представляете себе Прометея в начале и в конце трагедии?

- Образ Прометея вдохновил не одного гения. О нём создавали свои произведения Гёте, Шелли, Байрон, Мустай Карим, композиторы Вагнер, Лист, Скрябин.

Выразительное чтение учителем под музыку стихотворения Байрона «Прометей» (1816).

Титан! На наш земной удел,

На нашу скорбную юдоль,

На человеческую боль

Ты без презрения глядел;

Но что в награду получил?

Страданье, напряженье сил

Да коршуна, что без конца

Терзает печень гордеца,

Скалу, цепей печальный звук,

Удушливое бремя мук

Да стон, что в сердце погребен,

Тобой подавленный, затих,

Чтобы о горестях твоих

Богам не смог поведать он.

- Как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока ««Миф о Прометее в зеркале мирового искусства». Какие цели мы перед собой поставим? 

2. Изучение нового материала. Анализ произведения.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает лист с заданием подобрать цитаты из текста к данным утверждениям и (также в задании присутствуют вопросы на анализ мотивов поступков героев) составить план своего выступления, по которому и охарактеризовать героя. (группы работают в течение 5-6 минут, после чего выступают).

 Задания  группе №1. Характеристика Прометея.

- Что мы узнаём о Прометее из пролога трагедии?

- Каким даром обладает Прометей?

- Чему научил Прометей людей?

- Знал ли Прометей о предстоящем наказании?

- Докажите текстом, что Прометей сознательно "согрешил" против Зевса.

 Задание группе № 2. Охарактеризуйте отношение к Прометею Гефеста, Океана и Океанид.

- Докажите текстом, что Гефест сочувствует Прометею. В каких репликах это выражается?

- Почему Гефест, так жалеющий Прометея, всё-таки приковывает его к скале?

- Как Океаниды относятся к Прометею? Докажите свой ответ текстом.

- Почему вы отнесли Океана к сочувствующим? Подтвердите свой ответ текстом.

- С каким советом является Океан к Прометею?

Задание  группе № 3. Характеристика Зевса и Гермеса.

- Каким предстаёт Зевс в произведении? Подтвердите текстом свои высказывания.

- Кто же стоит на стороне Зевса и осуждает Прометея?

- С какой целью появляется на сцене Гермес? Чем грозит Гермес Прометею?

- Как бы вы охарактеризовали Гермеса?

 Выступление групп. Записи в тетрадях.

      Слово учителя:

Герой древнегреческой трагедии должен обладать волевым характером и сильными страстями. Соответствует ли Прометей этому образу? (Да, соответствует: он любит людей, сочувствует им, восстаёт против богов, не думая о себе и зная, что понесёт мучительное наказание, великодушен, благороден)

Образ Прометея является символом человеческого достоинства и величия, а возникшее на основе этого мифа выражение «прометеев огонь» употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке и искусстве.

3. Работа с презентацией. Межпредметные связи.

Слово учителя:

«Убить меня всё же не смогут!» - восклицает в завершении трагедии Прометей, унаследовавший от матери дар пророчества. Фраза оказалась действительно провидческой: благородный образ богоборческого героя был увековечен не только в литературе (Кальдерон, Ломоносов, Вольтер, Гёте, Шелли, Байрон, Кафка и др.), но и в музыке (Лист, Бетховен, Скрябин), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпейских фресок и затем в полотнах Рубенса, Тициана, Карраччи, Пьеро ди Козимо и др.

Вглядимся в работы мастеров изобразительного искусства разных времен, обратившихся к мифу о Прометее. Какие эпизоды его жизни наиболее часто изображались художниками и скульпторами? Почему? Какая изобрази­тельная техника, на ваш взгляд, ближе к воплощению образа Прометея: живопись, графика, скульптура?

 Просмотр презентации «Прометей и мировая художественная культура» сопровождаем с музыкой А.Скрябина. Анализ особенностей восприятия.

 Отражение мифологического сюжета в скульптуре Ф. Г. Гордеева «Прометей» и др.

• Рассмотрите скульптуру.

• Как скульптор передал хищность орла?

• Как передано ощущение боли, страданий героя?

• Какие чувства вызывает у вас эта скульптура?

 4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Каково символическое значение образа Прометея? (Прометей на века стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить).

 5. Домашнее задание.

Создать мини-стенгазету «Герои мифов. Прометей»