Тема инновационного педагогического опыта

Антоновой Элеоноры Ивановны, учителя истории и обществознания:

«Кабинет истории как одно из средств эффективного обучения учащихся в условиях внедрения ФГОС».

Актуальность и перспективность опыта.

Переход на новые стандарты обучения затронул все элементы образовательной системы. Качественные изменения коснулись преподавания предмета «история». Среди новых явлений можно выделить введения ФГОС, ЕГЭ, формирование современных учебно-методологических комплексов по предмету, внедрение новых технологий исторического образования, проектной деятельности, усиления информатизации исторического образования.

В процессе реализации всех названных задач особую актуальность приобретает проблема оформления современного кабинета истории. Хорошо известно, что эффективность усвоения учащимися курса в любой предметной области во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Основными компонентами данного процесса в педагогической науке принято считать научно-обоснованную учебную программу курса; оптимальную методику проведения занятий; соответствующую современным тенденциям в образовании учебно-материальную базу; необходимые передовые средства обучения. В своей работе я рассматриваю проблему оснащения учебно-материальной базы. К учебно-материальной базе относится, прежде всего, кабинет истории и его оснащение различными материальными средствами обучения. Учебно-материальная база должна совершенствоваться с развитием науки, техники и педагогики применительно к потребностям сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями обязательных документов Министерства образования и науки РФ.

Трансформация российского общества, развитие России в контексте современной цивилизации повлекли за собой изменения в содержании изучаемого исторического материала, модернизацию методики преподавания предмета в школе, что, в свою очередь, делает невозможным сохранение кабинета истории в прежнем виде. Что должно быть в современном кабинете истории? Как сочетать в кабинете региональный национальный компонент? Какие технические средства обучения помогут в реализации новых подходов и технологий? Эти вопросы актуальны и немаловажны для учителей истории. Однако информации по данной проблеме представлено достаточно скудно. Единых нормативов, полностью отвечающих современным требованиям, пока нет.  

В этой работе ставиться задача теоретического изучения и практического применения проблемы оформления кабинета истории, которое позволило бы наметить основные пути его совершенствования, повышения роли в образовательном процессе в соответствии с современными тенденциями развития российской школы.

Концептуальность опыта.

Современные уроки истории должны  подготовить  молодёжь к решению задач, стоящих сегодня перед обществом и государством, учебный кабинет должен быть при этом помощником, полезным инструментом.

Новизна данного педагогического опыта заключается в том, что осуществляя попытку усовершенствовать имеющиеся методы обучения и воспитания, адаптируя их к современным условиям и требованиям учебный кабинет должен выступить полезным образовательным пространством в помощь инновационной практике. Модель образовательного пространства учебного кабинета истории должна быть разработана в соответствии с поставленной цели – формирование универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Развивающая среда в помещении учебного кабинета должна отвечать принципам: безопасности и личного комфорта; вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов; динамической изменчивости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением индивидуальных интересов учащихся.

В процессе своей работы я реализую метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к учащимся. Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения. В своей работе стараюсь широко использовать проблемный метод обучения. Кабинет в этом процессе занимает не последнее место. Используя самостоятельную работу с дополнительными источниками, учащиеся имеют возможность найти их в библиотеке кабинета или в интернете (в кабинете есть компьютер с  доступом к интернету и проекционная техника).

Оснащение учебного кабинета должно способствовать решению задач основных образовательных программ. Обеспечивающих реализацию ФГОС второго поколения.

Основополагающими принципами данного опыта являются:

  • научность;
  • системность;
  • открытость;
  • перспективность;
  • усиление практической направленности;
  • обеспечение самостоятельной творческой деятельности учащихся  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Практическая значимость.

Учебный кабинет истории помогает учащимся в  самостоятельном поиске новых понятий и способов действий; в активном усвоении новых знаний; в обеспечении особого способа мышления, прочности знаний и творческом их применение в практической деятельности, в умение ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

Наличие теоретической базы опыта.

В научных педагогических исследованиях этому вопросу уделяли внимание Антипина Т.Г., Кононов В.М., Чемоданов В.А. «Опыт создания АРМ учителя обществознания»; Аппарович Н.И., Полторак Д.И. «Кабинет истории и обществознания в средней школе»; Дрига И.И. «Кабинетная система в общеобразовательной школе»; Завадье А.С. «Кабинет истории в общеобразовательной школе»; Калуцкая Е.К. «Современный кабинет истории: проблемы и перспективы»; Козберг Г.Л., Мозгарев Л.В. «Классификатор педагогической и методической информации»; Полнер Е.Д. «Комплексное применение средств обучения в кабинете истории»; Потехин Е.В. «Из опыта работы кабинета истории»; Степанов В.П. «О хранении наглядных пособий»; Федорченко О.И. «Кабинет истории и обществоведения»; Чернов А.И. «Мультимедийный кабинет истории: оснащение, содержание и перспективы развития»; Шапарина О.Н. «Оформление стендов в школьном кабинете истории».

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных мыслительных возможностей каждого ученика посредством организации работы  учебного кабинета истории  на уроках и во внеурочное время, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и повышения качества обучения. Путём сочетания приёмов и методов развития навыков критического мышления в педагогической практике учителя.

Хорошо оформленный и укомплектованный учебный кабинет предоставляет учителю широчайшие возможности для внедрения в практику инновационных методов обучения, изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. На любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

Оптимальность и эффективность средств.

Учебный кабинет должен представлять собой особую развивающую среду, позволяющую реализовывать цели, ценности и принципы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода. Эта развивающая среда должна способствовать раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, поощрять к развитию у него инициативы и самостоятельности, создать возможности для обучения учащихся на основе их личной активности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в предметно-урочной и внеурочной деятельности является одним из основных направлений повышения качества образования.

Главной целью учителя является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Важно создать учащимся комфортную обстановку позволяющую реализовывать цели, ценности и принципы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода.

В своей практике я использую различные подходы к обучению истории и обществознания: деятельностный и коммуникативно-когнитивный, построенные на принципах личностно- ориентированного характера обучения, соблюдение деятельностного характера обучения, приоритета коммуникативной цели в обучении, сбалансированного обучения устным и письменным формам общения, дифференцированного подхода, аутентичности материала, социокультурной направленности, развития когнитивных способностей обучающихся, широкого использования современных технологий обучения.  

Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:

  • Личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание неповторимости, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика;
  • Дифференцированному обучению;  учебная деятельность немыслима без индивидуально-дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учёта индивидуальности каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность;
  • Проблемно-поисковому методу обучения, который  способствует обобщению ранее приобретенных знаний, формирует навыки работы с научной литературой, повышает самостоятельность в исследовательской деятельности;
  • Компьютерным технологиям, повышающим уровень учебной мотивации, компьютерной грамотности; развивающим навыки самостоятельного поиска информации. Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

Использую различные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Наряду с уроком в традиционной форме применяю методы активного обучения: проблемную лекцию, урок – конференцию, урок – исследование, урок- поиск, урок-защита проектов, урок- ролевая игра и т. д.

Результативность опыта.

Учебный кабинет истории являет собой особую развивающую среду, позволяющую реализовать цели, ценности и принципыличностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода. Эта развивающая среда должна способствовать раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, поощрять к развитию у него инициативы и самостоятельности, создать возможности для обучения учащихся на основе их личной активности.

Оформление и организация работы кабинета истории – непростая задача учителя. Оно требует многолетней работы, творческого подхода, наличие средств и времени.

Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает способности детей. Ученики показывают  результаты на городских предметных олимпиадах, становятся победителями различных конкурсов.

Уровень успеваемости по истории и обществознанию в классах составляет 100%,; процент качества колеблется от 58% до 67% — по истории и от 63% до 84% — по обществознанию.

Результаты моих учащихся в олимпиадах:

Учебный год

Уровень

Предмет

ФИО призера

Место

2011-2012

муниципальный

обществознание

Быстряков Денис

8

2013-2014

муниципальный

история

Борисова Анна

7-8

2013-2014

муниципальный

история

Бандеров Александр

6

2013-2014

СВОШ

история

Борисова Анна

призёр

2014-2015

СВОШ

обществознание

Алексеева Элеонора,

Алсаев Алексей,

Кярхи Елена,

Яковлева Айза

Прошли во 2 тур

2014-2015

СВОШ

история

Архиреева Александра

Прошла во 2 тур

Достижения моих учащихся во внеурочной деятельности:

2012 - – игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно» НОУ «Институт продуктивного обучения», ООО «Центр продуктивного обучения», диплом за 1 место в России Васильев Сарыал, 7 класс;

2013 - – игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно» Северо-Западное отделение Российской академии образования Инновационный институт продуктивного обучения ООО «Центр продуктивного обучения», диплом победителя Романчук Анастасия, 10 класс;

2013 - – игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно» Северо-Западное отделение Российской академии образования Инновационный институт продуктивного обучения ООО «Центр продуктивного обучения», диплом победителя Оганисян Грануш, 11 класс;

2013 – чемпионат Республики Саха (Якутия) по игре «Что?Где?Когда?» в старшей группе ГБОУ ДО Республиканский детский центр «Кэскил», ДДТ ГО «г. Якутск», Клуб интеллектуального развития «Ума палата», Якутский республиканский клуб интеллектуальных игр, II место команды СОШ № 29 «Мудрики»;

2013 – интеллектуальная игра «Брейн-ринг» посвященная 20-летию принятия Конституции России Байкальский государственный университет экономики и права в Якутске, номинация «Верность традициям» команда СОШ № 29  «Старшие»;

2014 – игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно» Северо-Западное отделение Российской академии образования Инновационный институт продуктивного обучения ООО «Центр продуктивного обучения», диплом Попова Мария, 11 класс;

2015 – игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно» Северо-Западное отделение Российской академии образования Инновационный институт продуктивного обучения ООО «Центр продуктивного обучения», диплом Тарабанчук Светлана, 6 класс;

2015 – игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно» Северо-Западное отделение Российской академии образования Инновационный институт продуктивного обучения ООО «Центр продуктивного обучения», диплом Петрова Вероника, 7 класс;

2015 – муниципальный конкурс ораторов «Герои войны ушедшей», номинация «Самый красноречивый» Короленко Анастасия, 10 класс;

2015 – интеллектуальная игра для старшеклассников «Брейн-ринг», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году литературы НОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт экономики и менеджмента», диплом победителя команды СОШ №29 «Шесть кадров»;

2015 – конкурс презентаций «Герои Великой Отечественной войны» в рамках социального проекта «70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается…» Санкт-Петербургского университета управления и экономики, II место Любченко Анастасия, 11 класс;

2015 – Кубок Якутска по игре «Что?Где?Когда?» УО ОА г. Якутска, МОБУ ДОД «ДДТ» ГО «Город Якутск», сертификат команде СОШ № 29 «Марс». 

Результаты моей педагогической деятельности:

Результат

2011 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Поступление в ВУЗы по профилю (чел.)

1-Константинова Анна (Исторический факультет СВФУ);

3 человека на юридические специальности разных ВУЗов

3 человека на юридические специальности разных ВУЗов РФ

2 – Волкова Виктория (обществознание – 69 б., история – 61 б.), Кокорин Павел (обществознание – 50 б., история – 53 б.) поступили на исторический факультет СВФУ;

2 человека на юридические специальности разных ВУЗов

2 человека на юридические специальности разных ВУЗов РФ

Обобщение и распространение педагогического опыта:

2012 – II педагогический форум «Образование столицы в рамках национальных проектов» УО ГО «Город Якутск», проект «Эффективное использование кабинета истории как фактор повышения качества образования», диплом I степени;

2014 – республиканский практический семинар «Методика преподавания истории и обществознания в условиях реализации ФГОС» ФГАОУ высшего профессионального образования «СВФУ им. М.К.Аммосова» Институт непрерывного профессионального образования СВФУ, доклад «Методические рекомендации к написанию эссе», сертификат;

2014 – круглый стол «Актуальные вопросы развития исторического образования в XXI веке» посвященный 80-летию высшего исторического образования в Якутии, доклад «О реформе исторического образования: в контексте международного опыта», сертификат;

2015 – республиканский методический семинар на проблемных курсах, доклад «Использование ТОГИС на уроках обществознания», справка АОУ РС(Я) дополнительного профессионального образования «ИРОиПК» имени С.Н.Донского-II, справка;

2015 – городской семинар учителей истории и обществознания, доклад «Применение ТОГИС на уроках истории», сертификат

Участие в форумах, семинарах, круглых столах, вебинарах:

2012 – семинар «Методическое обеспечение реализации ФГОС в образовательной системе «Гармония», сертификат;

2012 – авторский семинар «Духовные ценности православия. Трудные вопросы преподавания основ православной культуры на примере УМК издательства «ДРОФА», сертификат;

2012 – форум педагогов УО ГО «г. Якутск» «Образование столицы в рамках национальных проектов», сертификат;

2013 – семинар ИРОиПК «Современное школьное историческое и обществоведческое образование» на базе МОБУ СОШ № 23 ГО «г. Якутск», справка;

2014 – практический семинар «Методика преподавания истории и обществознания в условиях реализации ФГОС», для слушателей курсов ПП «История», сертификат;

2014 – круглый стол Исторического факультета ФГАОУ ВПС «СВФУ имени М.К.Аммосова» «Адаптация молодого учителя истории и обществознания к работе в современной школе», сертификат;

2015 – круглый стол «Актуальные вопросы развития исторического образования в XXI веке» Исторического факультета СВФУ им. М.К.Аммосова, сертификат;

2015 – вебинар «Проблемы изучения истории ХХ века в школе» издательства ДРОФА г. Москва, сертификат;

2015 – методический семинар на проблемных курсах учителей истории и обществознания ИРОиПК, справка

2015 – городской семинар учителей истории и обществознания, сертификат

Возможность тиражирования.

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях:

2014 – статья «Роль кабинета истории в обеспечении оптимальных условий повышения уровня образования обучающихся» в журнале «Столичное образование» № 1;

2014 – разработка урока истории в 10 классе «Эпоха дворцовых переворотов» на всероссийском интернет-портале www.pen-lesson.net «Открытый урок. Обучение, воспитание, развитие, социализация»;

2015 – разработка урока истории в 5 классе «Жизнь египетского вельможи» в журнале «Столичное образование» № 8;

2015 – презентацию к уроку истории в 10 классе «Эпоха дворцовых переворотов» на сайте infourok.ru;

2015 – доклад «Применение ТОГИС задач на уроках истории и обществознания» на сайте infourok.ru;

2015 – эссе «Самообразование- непременное условие профессиональной деятельности учителя истории» на сайте infourok.ru;

2015 - разработка урока истории в 5 классе «Жизнь египетского вельможи» на сайте infourok.ru;

2015 – статья «Организация работы кабинета истории» на сайте infourok.ru;

Имею персональный сайт: учительский сайт/ Антонова-Элеонора-Ивановна в сети образовательных сайтов «Учительский сайт» проекта «Инфоурок» http://Учительский.сайт

Внеурочная деятельность по предмету:

  1. Кружок по истории «Культура России» (авторская программа утвержденная на научно-методическом совете школы)
  2. Научное общество, список творческих и проектных работ учащихся:
  • «Феномен популярности социальной сети  WhatsApp в РС(Я)»;
  • «Влияния компьютерных социальных сетей на развитие учащихся 7-10 классов МОБУ СОШ № 29 города Якутска»
  • «Памятные места родного города»
  • «Герои Великой Отечественной войны в наших семьях».

Работы были представлены на школьных и муниципальных научно-практических конференциях.

  1. Консультации по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Общественная деятельность:

  1. Участник культурной программы III, IV, V Международных спортивных Игр «Дети-Азии»;
  2. С 2008 года руководитель методического объединения учителей истории и обществознания школы;
  3. В 2013, 2014 годах заместитель председателя участковой избирательной комиссии № 36/724 г. Якутска РС(Я);
  4. В 2014 году член жюри городского конкурса ораторов среди школьников;
  5. Член команды КВН и Брейн-ринга среди учителей школы;
  6. В 2015 году председатель комиссии по проведению декады посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в школе.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных