Разработка урока истории "Жизнь египетского вельможи"

Антонова Элеонора Ивановна, учитель истории и обществознания

МОБУ СОШ № 29 города Якутска

Тема урока: Жизнь египетского вельможи (1 час)

Класс: 5

Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., Просвещение, 2012

Формы работы: фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос), индивидуальная, работа в парах.

Технология освоения темы - Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Образовательные ресурсы: учебник, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, дидактический материал к уроку.

Цель изучения темы: Учащиеся должны овладеть способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по формированию представления о жизни и службе египетского вельможи. Умения структурировать нужную информацию.

Планируемый результат освоения темы

Личностный: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; проявление уважения к культуре других народов, толерантности.  Проявление интереса к теме.

Метапредметный

Познавательные умения: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственную связь, логически рассуждать, делать выводы.

Регулятивные умения: адекватно оценивать себя и друг друга при выполнении заданий.

Коммуникативные умения: адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные умения: развить и сохранить способности: 1) применять аппарат исторического знания (фараон, вельможа, гробница) и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; 2) умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.

Количество часов – 1

Содержание темы

Блок 1. В усадьбе вельможи.

Блок 2. Служба вельможи.

Термины и понятия по теме: фараон, вельможа, гробница

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи: география, ИЗО, археология, литература «Древнеегипетская повесть о Синухете».

Ресурсы: Учебник А.А.Вигасина Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: -М. «Просвещение», 2014; мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентация на Microsoft Office PowerPoint 2007, дидактический материал.

Учебные задания

I этап. Самоопределение к деятельности

Обоснуйте свое мнение в отношении египетского вельможи к фараону, прочитав слова вельможи Уна, который рассказывал о своих деяниях во славу фараона «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».

Чтобы объективно оценить отношения вельмож и фараона, высказать свое мнение мне необходимо ________________.

 

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания за «знание», на «понимание», на «умение»

Блок 1. В усадьбе вельможи. Служба вельможи.

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.1,2 параграфа 8 учебника, дидактического раздаточного материала в соответствии с данной структурой:

1.  (ЗНАНИЕ)

Прочитайте текст учебника п. 1,2 параграфа 8, выделив незнакомые слов,  раскройте их понятия

2. (ПОНИМАНИЕ) Укажите связь между условиями жизни вельмож и настенными рисунками в гробницах.

3. (УМЕНИЕ)  Работая в парах на  рабочих листах (дидактический раздаточный материал) выполните задание 1 «Вставьте пропущенные слова в текст»:

Для вельможи еще при его жизни строили ..……………………………………………, стены которой украшали …………….……………………………………………………………… Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому …………………………… приказывал изобразить в ………………………………. себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде. У …………………………. Был красивый дом. Рядом с домом росли ………………………………………………………………….., был …………………………………….. Одежда вельможи ………………………………………………………………………………. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений ……………………………………………………… На столах вельможи была вкусная еда ………………………………………………………………………………………………….. Развлекали вельможу …………………………………………………………………………..…… . Носили вельможу в …………………. .………….

 

Слова для справок

 

Вельможа; специальном кресле с навесом; каменную гробницу; гробнице; мясо, хлеб, печенье, фрукты, сладости, пиво; надписями, рисунками; пруд; вельможи; фруктовые деревья, цветы; из тонких льняных тканей; золотые браслеты, кольца, ожерелья; музыканты, красивые танцовщицы

Форма проверки – фронтальный опрос.

  1. Диагностическое задание

Сформулируйте 2-3 вопроса о жизни египетских вельмож своим одноклассникам.

  

Блок 2. Вельможа во дворце фараона.

Содержание блока осваивается школьниками на основе п. 3,4 параграфа 8 учебника, дидактического раздаточного материала в соответствии с данной структурой:

  1. (ЗНАНИЕ) Прочитайте текст учебника п. 3,4 параграфа 8, выделив незнакомые слов,  раскройте их понятия.
  2.  (ПОНИМАНИЕ) Докажите, что в Древнем Египте существовал прочный аппарат государственной власти? Свой ответ обоснуйте.
  3. (УМЕНИЕ)

По парам составьте распорядок дня вельможи.

  1. Диагностическое задание

Составьте ребусы или шарады по значениям новых терминов.

Форма проверки – фронтальный опрос, проверка рабочих листов после урока.

 

Блок Д. Диагностика освоения содержания темы

  1. Составьте схему социальных категорий населения Древнего Египта. Объясните, какое место в ней занимали вельможи.
  2. Докажите, что для укрепления государства фараону были необходимы преданные вельможи и он опекал их.

 

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

 Задание А (информативный уровень)

Рассеянный профессор исторических наук составил для себя конспект лекции о жизни египетских вельмож. Когда он разложил листки перед собой, подул ветер, и всё перепуталось. Файл в компьютере он нечаянно стёр. Помогите историку  исправить ошибки и отобрать те предложения, где речь идёт о вельможах.

  1. Одежда была из тонких льняных тканей
  2. Жил в доме из глины
  3. Вельмож хоронили в гробницах
  4. Обед  состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы
  5. Фараон мог приказать побить его палками
  6. Подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз
  7. Пахал землю у себя на участке
  8. Распоряжался работами в каменоломнях
  9. Носил много украшений.
  10. Фараон считал их своими слугами.

Задание Б (импровизационный уровень)

Составьте развернутый план ответа «Жизнь египетского вельможи», используя ПАМЯТКУ.

ПАМЯТКА: план из 3-4 пунктов включает в себя определения новых терминов (незнакомых слов), упоминания усадьбы и службы вельмож.

Задание В (эвристический уровень)

На основе изученного материала составьте синквейн (нерифмованное пятистишье)

  1. Существительное «ВЕЛЬМОЖА»
  2. Два прилагательных
  3. Три глагола
  4. Фраза из 4 слов
  5. Одно слово- синоним первого «вельможа»

 

IV этап. Рефлексивная деятельность

IV этап. Рефлексивная деятельность

Задание 1(самоанализ)

Дополните предложение:

Я считаю, что изучение данной темы было нужно и полезно, потому что ____

Задание 2 (самооценка)

Закончите предложение:

Я очень/не очень доволен (довольна) своей работой на уроках, потому что ____

 

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных