РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Научного общества «Я- исследователь»

На 2015/2016 учебный год

 Разработчик программы

учитель истории и обществознания

Антонова Элеонора Ивановна

Педагогический стаж 13 лет

Первая квалификационная категория

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа научного общества учащихся «Я – исследователь» для 5 – 11 классов разработана на основе программы МОБУ СОШ № 29 «Одаренные дети».  Программа отражает базовый и профильный уровень подготовки обучающихся по разделам программ учебных предметов школьного курса. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет объем освоения, элементы содержания образования и требования к уровню подготовленности обучающихся.

Цели НОУ можно сформулировать следующим образом:

  • выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской;
  • деятельностью в разных областях науки и развитие их творческих способностей; 
  • расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки; 
  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся и повышение уровня знаний и эрудиции младших школьников в интересующих областях науки; 
  • пропедевтика научно-исследовательской деятельности школьников;
  • научить учащихся работать в рамках саморазвития и самообразования;
  • поддерживать тесный контакт с родителями в расширении кругозора учащихся в области достижений науки.

Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи: 

  • формирование системы научных взглядов учащихся;
  • развитие интереса к исследованию окружающей естественной и социальной среды;
  • знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
  • создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;
  • участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, округа, конкурсах, олимпиадах, конференциях;
  • научить учащихся работать с научной литературой;
  • участие в проводимых в рамках деятельности школы, города, области, конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Виды и формы контроля:

собеседования, защиты сообщений, презентаций, рефератов, эссе, составление плана, сравнительных таблиц, подготовка сообщений, работа с документами.

Предполагаемые результаты.

Организация учебно-исследовательской деятельности в средней и старшей школе на основе единства личностного, ситуационного и задачного подходов предполагает:

  • тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциацию этого опыта по выраженности различных его составляющих (когнитивного, деятельностного, аксиологического);
  • создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем; 
  • конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.

Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа предусматривает групповые занятия в 34 часа, 1час в неделю.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

 Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у детей следующие умения и навыки:

1. Видеть проблему

2. Задавать вопросы

3. Выдвигать гипотезы

4. Давать определения понятиям

5. Классифицировать

6. Наблюдать

7. Проводить эксперимент

8. Делать выводы и умозаключения

9. Структурировать материал

10. Доказывать и защищать свои идеи.

Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Cтимулирование его исследовательской активности, поддержка в ребенке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – это главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, необходимо научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности. В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и практическом плане.

Критерии научно-исследовательской деятельности:

1. актуальность выбранного исследования.

2. качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

3. умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.

4. владение автором специальным и научным аппаратом.

5. сформулированность и аргументированность собственного мнения.

6. практическая и теоретическая значимость исследования.

7. четкость выводов, обобщающих исследование.

8. грамотность оформления и защиты результатов исследования.

 

Учебно-тематический план

Тема

Кол час

Формы занятий

Лекции

Беседы

Практикумы

Экскурсии

Конференции

1

Введение в спецкурс. Цели и задачи, структуры спецкурса. Знакомство со структурой учебно- исследовательских работ.

7

1

5

 

1

 

2

Работа с научно- популярной литературой. Сформировать умение самостоятельно работать в библиотеке, правильно подбирать нужную литературу. Определиться с выбором тем исследовательских работ.

6

 

4

2

 

 

3

Этапы работы над научным исследованием. Раскрыть основные этапы работы над научно- исследовательской работой, сформировать умение критически осмысливать материал представленный в научно- популярной литературе, излагать последовательно материал исследования.

9

2

7

 

 

 

4

Требования к защите и оформлению исследовательских работ. Знакомство с основными требованиями к оформлению и защите исследовательских работ, рекомендации выступающим на конференции.

6

 

 

5

 

 

5

Защита исследовательских работ. Выявление лучших работ, результативность, анализ работы.

6

 

1

 

 

5

  

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Модуль №1

РЕФЕРАТ (подготовка, оформление и процедура защиты)

Реферат (от латинского referre — докладывать, сообщать) –

1) краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;

 2) доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников. В последнее время написание и защита рефератов стали очень популярными в школах. Однако требования разных учителей к работе учащихся над рефератами, их структуре, формулировке темы, оформлению и процедуре защиты существенно отличаются. Ниже предлагаются рекомендации, отражающие наиболее существенные моменты, которые педагогам желательно учитывать при руководстве работой учеников над рефератами.

1. Что должен знать учитель, чтобы руководить работой над рефератом? Работа над рефератом предполагает предварительный выбор учеником интересующей его темы с учетом рекомендацией учителя предметника, последующее глубокое изучение избранной проблемы и изложение выводов о её состоянии. При этом надо заметить, что такая форма внеурочной деятельности учащихся не должна носить массовый характер - не каждый ученик способен самостоятельно определиться в выборе темы и постановке проблемы, грамотно выстроить работу над рефератом. Несомненно, учитель должен полноценно руководить работой над рефератом, но его роль в этом случае заключается в консультировании. Он может дать рекомендации по формулировке темы, содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала, источникам информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Обозначить актуальность проблемы, «выстроить» текст, сформулировать выводы должен сам ученик. Реферативную работу можно проводить в форме написания рецензии на уже готовые рефераты по той или иной тематике, взятые, например, из сети «Internet» или на рефераты, написанные учениками школы в прошлые годы.

2. Какой ученик может заниматься реферативной работой?

Эффективность и качество руководства реферативной деятельности учеников со стороны педагога а во многом зависит от количества ребят, желающих ею заниматься. В любом случае она не должна носить массовый характер. Ученик, едва справляющийся с программным материалом по предмету, вряд ли сможет выполнить реферат качественно. «Допуск» к работе над рефератом должен стать своеобразным поощрением для тех учащихся, которые в полной мере освоили программный материал, которым стало «тесно» в его рамках. Реферат позволяет проверить не только понимание учащимся материала, но и его умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания, в том числе и работать с источниками информации. Поэтому к такой работе можно привлекать учащихся, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность ученика в работе над рефератом повышается, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.

3 Сроки

Работа над рефератом требует не менее месяца. Надо учесть, что после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, понадобится время для корректирования и редактирования текста. Поэтому не позднее чем за неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю-предметнику, руководившему работой над ним.

4. Структура реферата

К структуре и содержанию реферата как письменной работы предъявляются определенные требования.

Реферат должен содержать развернутый план, из которого видны его структура и основное содержание: введение, основная часть (разбивается по усмотрению ученика на главы, разделы, параграфы, подпараграфы и тд.), заключение, список литературных источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом, который приводится ниже). Реферат также может включать в себя приложения.

Во введении работы описывается актуальность проблемы. Определяются цели и задачи реферата (см. раздел «Структура исследовательской работы»). Объем введения — 1-2 страницы. В заключении формулируются выводы, к которым пришел автор реферата, обозначаются возможные перспективы изучения проблемы. Объем заключения —1 - страницы.

Каждая часть реферата завершается логическим выводом, подведением и  оценкой материала. Текст должен содержать правильно выполненные цитирования и ссылки (см. ниже).

Список использованных источников должен оформляться в соответствии с ГОСТом (см. ниже) и может содержать не только названия книг, журналов, газет, но и любые другие источники информации (например. сведения из сети «Internet», информацию из теле— и радиопередач. а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах их с автором реферата).

5. Процедура защиты.

На процедуре защиты реферата учитель зачитывает перед членами комиссии и присутствующими при этом учащимися рецензию на реферат. далее слово для доклада предоставляется ученику (экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика). доклад должен быть рассчитан по времени на 5-7 минут (доклад готовится отдельным текстом). Это не должен быть пересказ текста реферата, тем более его чтение. В докладе ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи и полученные выводы. Желательно, чтобы он объяснил причины выбора именно этой темы. После доклада члены комиссии задают ему вопросы. Хорошо, если ответы на вопросы приведут к дискуссии среди членов комиссии, в процессе которой они выскажут свои соображения по проблемам, затронутым в реферате. После того как ученик ответит на вопросы, комиссия без присутствия учащихся обсуждает процесс защиты и выносит решение по оценке реферата. Затем, уже в присутствии учеников, председатель комиссии объявляет результаты защиты, а её члены высказывают свои мнения и рекомендации для дальнейшей работы.

6. Оценка реферата

При выставлении оценки за реферат необходимо, как нам кажется, учитывать следующие компоненты:

Содержательную часть (актуальность темы, глубина постановки проблемы, структура работы и т.п.);

Оформление (соответствие стандарту, наличие и эстетика иллюстративного материала) и представление на процедуре защиты (как держится докладчик, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как реагирует на вопросы.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТОВ

(исследовательские работы, рефераты и др..)

Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада - 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности). Для текста, выполненного на компьютере:

Размер шрифта 12-14 пт;

Гарнитура - Тimes New Roman, обычный; интервал между строк - 1,5-2

Размер полей: левого 30 мм, правого 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке - в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст). Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа, цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параметры, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно- два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всем и ни о чем».

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).

Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс,

Ещё ниже - фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление (см. образец) в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Например:

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь» (3. с. 65)

Или: По замечанию А. Эйнштейна, пространство и время относительны, они зависят от скорости движения системы отсчета (6.см.22)

После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию.

Пример списка источников:

1. Акимов Н.В. История Древнего мира. М: Арио, 1985, 80с.

2. Борисова А.Б. Гелиоцентрическая система мира, СПб.: Фобос, 1999, 125с.

3. Геоцентрическая система мира. \Сост. И.Т. Меркурьев. М.: Деймос, 1987, 125с.

4. Программа «Цивилизация». Канал ОРТ, 15 января 2001г.

Модуль №2

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа обязательно должна носить проблемный характер. Она строится на материале литературных источников и собственных исследований автора.

Основная часть научно-исследовательской работы обычно содержит две главы: теоретическую и практическую (изложение опытной работы). При этом результаты исследования должны содержать субъективно новое знание.

Практическая часть научно-исследовательской работы должна включать в себя:

·Обоснование необходимости проведения эксперимента;

·Описание хода эксперимента и полученных результатов;

·Описание методов, которые использовались при выполнении опытной работы;

 ·Критерии, на основании которых оценивались результаты эксперимента;

 ·Сопоставление полученных результатов с аналогичными результатами других исследований.

Доклад или защита исследовательской работы

Доклад в сопровождении иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской работы. Он включает в себя наиболее важные сведения о работе (цель, способы и методы, наблюдения и заключения).

Защита исследовательской работы проводится, как правило, на научно-практической конференции. В течение 7-10 минут автор излагает основные положения своей работы, а затем отвечает на вопросы членов комиссии и присутствующих.

Структура работы

Структуру научной работы целесообразно приблизить к структуре отчета о научно- исследовательской работе (ГОСТ 7.32-81). Работу рекомендуется составлять в виде набора обязательных и факультативных структурных частей. Как обязательные структурные части в записку включаются: 

Титульный лист 

Содержание (оглавление)

Введение 

Основная часть (решение проблемы (задачи), расчетно-теоретический раздел, экспериментальный и другие) 

Заключение 

Список использованной литературы

 

Содержание (оглавление)

Содержание включает в себя перечень номеров и наименований разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц, на которых помещается начало материала (раздела, подраздела, пункта).

Содержание включает в себя общее количество страниц научно-исследовательской работы.

Введение

 Назначение введения – оценка современного состояния решаемой проблемы (задачи) и обоснование необходимости проведения работы.

При необходимости в введении следует привести дополнительные исходные данные для разработки темы. В введении желательно привести данные анализа (обзор) передовых достижений отечественной и зарубежной науки, техники и производства по разрабатываемой теме.

Основная часть (решение проблемы (задачи), расчетно-теоретический раздел, экспериментальный и другие)

 В этой части научно-исследовательской работы должны помещаться сведения, отражающие существо и основные результаты проделанной работы с необходимыми иллюстрациями и таблицами. Здесь следует отразить следующие моменты: 

  • · Обоснование выбора принятого направления исследования или разработки;
  • · Методы решения проблемы (задачи), их сравнительную оценку, которая является основой выбора одного из них; 
  • · Характер и содержание выполненных теоретических исследований и расчетов;
  • · Методы исследований и методики расчетов;
  • · Принцип действия и характеристики разработанных устройств;

Обоснование необходимости проведения экспериментальных исследований (для подтверждения отдельных теоретических положений или для получения конкретных значений параметров);

Оценку достоверности полученных результатов, характеристик, параметров, их сравнение с результатами аналогичных отечественных и зарубежных работ;

Обобщение результатов проделанной работы

Заключение

В заключении подводятся итоги работы. В нем следует привести: 

  • краткое перечисление результатов работы;
  • выводы; 
  • предложения по практическому использованию результатов работы;

 В заключении необходимо указать, чем закончилась работа: получены новые данные об объекте исследования, процессе, закономерности, изготовлением лабораторной установки, опытного образца изделия, разработкой макета устройства.

Список использованной литературы

При написании научно-исследовательской работы автор использует различные методики расчетов, описания различных устройств, данные о материалах и веществах и иную информацию, являющуюся результатом труда других людей. В работе автор обязан указать источники информации (книги, статьи, стандарты и т.д.), которыми он пользовался при выполнении данной работы. Источники рекомендуется включать в нумерованный список литературы, составленный в алфавитном порядке.

Примеры описания библиографического аппарата литературы и источников. (составлены на основе ГОСТа 7.I.-84).

Если источник имеет автора, то пишется его фамилия, а потом инициалы.

Например: Иванов Н.Б. русский поэтический фольклор. – М., 1992.

Если авторов два или три, то указываются все фамилии с инициалами в той же последовательности, как в источнике. Если авторов более трех, то указывается только фамилия первого автора с добавлением слов: и др.

Если название источника содержит дополнительные сведения (пособия, учебник, обзор и т.д.), то после основного названия ставится двоеточие, а затем дополнительные сведения с прописной буквы.

 Например: Осипов В.О. Книготорговая библиография: Обзор отечественной литературы (1980-1985). -М., 1986.

В случае выхода источника под общей редакцией после наименования источника ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется:

 /Под общей редакцией … или /Под ред. … .

Например: Словарь русского языка /Под ред. А.П. Евгеньевой. -М., 1981.

Поэзия крестьянских праздников /Сост. И.И. Земцовский. –М., 1970.

 Реклама за рубежом /Ред. Б.Т. Карпова, Сост. И.С. Сидельников. –М., 1970.

При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется – Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т. порядковый номер издания пишется так: 5-е изд.; 2-е изд., доп.; 3-е изд., испр.;

Например: Ахматова А. Соч.: В 2 т. –М., 1987.- Т. I

Маркс К. Собр. соч.: В 10 т. –М., 1990.

Место издания приводится в именительном падеже.

Применяемые сокращения:

Москва – М.

Санкт-Петербург – Спб.

Петербург – Пт.

Нижний Новгород – Н. Новгород.

Ростов- на -Дону – Ростов н/Д.

Лондон - L

Нью-Йорк - NY.

Париж - Р.

 Год издания указывается без буквы «г». при отсутствии года пишутся прописные буквы «Б.Г.» (без года) или «S.A» (Sine anno) для иностр. яз.

Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов: Дается фамилия и инициалы автора, название статьи, затем две косые линии (//), название журнала или газеты, точка тире, год, точка, тире, номер журнала или даже выпуска газеты, точка.

Например: Флоренский П.П. Воспоминания//Лит. учеба. –1988.-№6.

 Горбачев М.С. Новое мышление.//Правда. –1985.-13 апр.

Аннотация

Аннотация – сокращенное изложение содержания документа (книги, статьи, отчета о научно-исследовательской работе и т.п.) с основным фактическими данными и выводами. Она включает в себя максимум сведений о работе, акцентирует внимание на ее особенностях и новых сведениях. Аннотация служит для того, чтобы читатель смог определить – целесообразно ли читать данную работу, а также для облегчения деятельности информационных служб.

Аннотация, как правило, составляется по следующему плану: предмет (объект) исследования, цель и характер работы, метод проведения работы, основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, выводы по работе (оценки, предложения) по работе, область применения и основные технические характеристики. Изложение материала в аннотации необходимо вести в связанной повествовательной форме, кратко и точно.

Допускается схематичное составление аннотации. Формулы, иллюстрации, как правило, в аннотацию не включаются. В аннотации, как и в научно-исследовательской работе, должны применяться единицы измерения Международной системы (СИ).

Модуль №3.

Метод проектов.

Цель: формирование ключевых компетенций учащихся

Задачи: 

  • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме; 
  • Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
  • Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели; 
  • Изучить теоретические основы новой технологии; 
  • Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов; 
  • Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе; 
  • Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность;

Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

Актуальность:

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев

Этапы работы: 

  • Теоретический 
  • Практический:

 - коллективный проект во внеклассной работе;

 - урок в режиме проектного обучения;  

- опытно-экспериментальная работа.

Теоретические сведения о методе проектов

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 Типология проектов: 

  • Исследовательские проекты 
  • Творческие проекты 
  • Информационные проекты 
  • Ролево-игровые проекты

Разработка проекта

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации; программа действий; разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы) представляют проект на конференции оформляют портфолио готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Урок в режиме проектного обучения

Этапы работы методом проектов: 

  • Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); 
  • Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); 
  • Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); 
  • Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

(учебные пособия, дидактический материал, дидактические тетради и т.д.)

ФИО автора

Название

Место издания

Издательство

Год издания

Агафонов С.В.

Схемы по общест-нию

Москва

Русское слово

2007

Кравченко А.И.

Обществознание. 9 класс

Москва

Русское слово

2010

Хромова И.С.

Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс

Москва

Русское слово

2010

 

 Организация работы НОУ

Месяц

Деятельность учащихся

Деятельность научного руководителя

Сентябрь

Выбор темы исследования. Обоснование актуальности.

Цели и задачи исследовательской работы в школе. Собеседования с учащимися.

Октябрь

Утверждение темы на НОУ. Подбор литературы. Постановка проблемы. Формулирование гипотезы.

Структура исследования: проблема, цель, задачи, гипотеза. Групповые и индивидуальные консультации.

Ноябрь

Работа над теоретической частью исследования. Изучение истории вопроса. Работа с литературой.

Приемы творческой исследовательской деятельности. Методы исследования. Групповые и индивидуальные консультации

Декабрь

Работа с литературой. Поиск информации по адресам Интернета. Составление библиографии. Представление теоретической части на секции НОУ.

Структура исследовательской работы. Оформление списка использованной литературы.

Январь

Выполнение и представление на секции НОУ исследовательской части проекта.

Методы экспериментально– опытной работы.

Февраль

Завершение работы. Оформление результатов исследования. Независимая экспертиза. Апробация работ на классных коллективах.

Виды рефератов. Требования к оформлению рефератов.

Март

Апробация работ на методических объединениях. Подготовка к защите.

Требования к докладу. Алгоритм публичной защиты исследовательской работы.

Апрель

Защита исследовательской работы на школьной научно–практической конференции.

Требования к докладу.

Май

Написание рецензий, отзывов на исследовательские работы.

Рекомендации по защите исследовательской работы

 

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных